Триггерная трансмиссия SRAM
- Impulse Technology
Долгое время компания SRAM была в первую очередь известна как
автор технологии Grip Shift. В итоге, после нескольких лет тестирования
и доработок, на фестивале Sea Otter Classic 2003 года народу была
впервые представлена триггерная трансмиссия от SRAM - Impulse Technology.
Когда у всех на слуху тот факт, что Shimano уходит от традиционных
манеток в сторону ручек Dual Control, новинка от SRAM пришлась как
нельзя вовремя.
Срамовские шифтеры и переключатели используют соотношение 1:1,
но в то же время эта компания выпускает шифтеры Attack и Rocket,
которые используют шимановское соотношение 2:1 - для тех, кто хочет
использовать шимановские задние переключатели. При этом передний
шифтер совместим как с шимановскими, так и со срамовскими передними
переключателями. SRAM дает пользователям возможность использовать
ЛЮБОЕ сочетание компонентов, которое они выбирают - это воистину
круто!
Так что я апгрейдил все свои байки с использованием компонентов
SRAM. Первым байком, который подвергся этой процедуре, был мой DH-байк.
На него я поставил задний переключатель X.0 и триггерные шифтеры
X.7. Надо сказать, что это был мой самый удачный апгрейд в том сезоне.
С того времени прошло больше двух лет и нельзя не сказать, что
это достаточный срок для достоверного ревю.
Триггерные манетки
Прежде всего, я думал, что пройдет немало времени, прежде чем я
привыкну к использованию новой системы - Impulse дает возможность
использовать большой палец для переключения передач в обоих направлениях.
Но всего за несколько поездок мой большой палец уже был "запрограммирован"
на эти действия. Еще одна приятная особенность таких шифтеров -
можно одновременно тормозить и переключаться - используя для торможения
указательный палец, которым на манетках от Shimano пришлось бы переключать
передачи в сторону повышения. [Достаточно трудно представить себе
такую ситуацию - redbike.su]
Что хорошо в этих новых "триггерах" - так это возможность
их крепления на руль с любой стороны от тормозной ручки, как со
стороны грипсы, так и со стороны выноса (см. фото). Также вдохновляет
отсутствие торчащего индикатора, так и норовящего отвалиться при
падении - он изящно интегрирован в хомут, которым шифтер крепится
к рулю.
Когда начались продажи шифтеров X.9, я немедленно проапгрейдил
ими свой байк. Не могу сказать, что они мне понравились больше -
все-таки мне по душе динамичный дизайн X.7.
Задний переключатель
Штука, которая никогда мне не нравилась в шимановских задних переключателях
- этот выступающий подстроечный болт, через который подходит тросик
- так и ждет, чтобы сломаться в результате падения. Я постоянно
ломал их при падениях на скалах, приводя переключатели в непригодность.
Тем летом я ломал по переключателю Shimano практически каждый уик-энд
(!). А X.0 прослужил мне до конца сезона, плюс половину следующего.
В задних переключателях SRAM отсутствует этот выступающий подстроечный
болт, плюс - тросик подходит к переключателю напрямую, соответственно
отсутствует приводящий к нежелательному трению изгиб заднего отрезка
рубашки тросика. Благодаря этому, а также титановой пружине, переключение
передач крайне легкое и четкое. Также, на основании своего довольно
длительного опыта, могу сказать, что переключатели американской
фирмы более прочны и менее чувствительны к ударам.
Также я потестировал задний переключатель X.9, который во многом
идентичен X.0. Единственное отличие - отсутствие деталей из карбона
и титана, замененных сталью и алюминием. Правда, я не могу сказать,
что с X.9 мне сопутствовала удача - он работал так же хорошо, как
и X.0, но не так долго. Всего после нескольких поездок часть рамки
переключателя просто развалилась (см. фото). Тем не менее, переключалка
хоть как-то работала, и я по крайней мере целый день смог кататься,
пока переключатель не развалился совсем. Тем не менее надо сказать,
что в более новых версиях переключателя X.9 данная часть была усилена.
Чувствуется, что SRAM заботится о своих потребителях, выслушивая
их и принимая меры, способствующие улучшению качества.
Что могло бы быть лучше
Первый трабл, который у меня был с задним дерейлером X.0 - это те
4 "пина" (шпильки), которые соединяют "параллелограмм"
воедино. В конец каждого из них вдета клипса, предохраняющая пин
от вылетания, которая довольно сильно выступает над поверхностью.
Пара ударов этой клипсой о твердую поверхность - и ей каюк, а, значит,
рано или поздно вылетит и пин. Со мной это было два раза, а также
случалось у моего приятеля. Я пытался заменить положение клипсы
и заменить саму клипсу, но они уже не держались в пине так, как
оригинальные.
Следующее: мне приходится сильно потрудиться, когда я снимаю заднее
колесо со своего даунхилльного байка. С шимановскими переключателями
все просто - я ставлю задний переключатель на меньшую звезду, вынимаю
ось и заднее колесо легко снимается. А с X.0 все не так просто,
особенно если у вас стоит большой 8-дюймовый ротор! Теоретически
надо просто повернуть переключатель назад и подергать колесо взад-вперед,
но в реале приходится изрядно попотеть. Поэтому перед снятием колеса
я просто снимаю цепь - спасибо SRAM за замки PowerLink, которые
делают процесс установки и снятия цепи архипростым.
Резюме
Как я уже сказал выше, установка трансмиссии X-Generation было одним
из лучших апгрейдов, что я когда-либо делал на своих байках. Мой
слаломный байк - единственный, который еще не подвергся такому апгрейду.
На нем все еще стоят переключатель и манетки XTR, и каждый раз,
когда я езжу на нем, еще раз убеждаюсь, насколько хорош и интуитивен
процесс переключения SRAM. Когда вы участвуете в дуал-слаломе, вам
приходится переключаться очень часто.
На двух моих других велосипедах - DH и трейл-байке - стоит трансмиссия
X-Generation, включающая шифтеры X.9, задний переключатель X.0,
шоссейную кассету PG-970, цепь PC 99 и набор тросиков Avid Flack
jacket. Единственная вещь, которую я не проапгрейдил на трейловом
байке (правда, это - в ближайших планах) - передний переключатель.
Передние переключатели X-Generation - отличная штука, достаточно
сказать, что они используют настраиваемый хомут, подходящий к широкому
диапазону диаметров подседельной трубы. Также они дают возможность
выбора любой проводки тросика - как верхней, так и нижней!
В общем, учитывая то, что компоненты X-Generation - еще и достаточно
легкие компоненты, я категорически рекомендую их к использованию!
27 января 2005 г.
оригинал
заметки (источник - pinkbike.com)
|