Каретка Shimano Deore LX/XT (BB-ES70)
Пожалуй, это, как ни странно, один из наиболее распространенных
велокомпонентов вообще. Вот и в нашем красногорском байкерском сообществе
такая каретка стоит и с успехом крутится у меня (lite), у Vah'а,
кажется, еще у кого-то. Хотя, прежде всего, наверное, это вызвано
тем, что под шимановский шлицевой стандарт Octalink каретки, кажется,
не делает почти никто… Так что, учитывая, что шлицевые системы от
Shimano (Deore, Deore LX, Deore XT, а для XTR - уже свой собственный
стандарт) весьма популярны, то и каретка эта идет нарасхват ;-).
Долго и сочно можно ругаться в адрес производителей, наплодивших
столько стандартов крепления шатунов (ведь есть еще привычный "квадрат",
есть ISIS, поддерживаемый FSA, Race Face, Truvativ, да и у Cannondale,
кажется, свой шлицевой стандарт), но поделать мы ничего с этим не
можем - остается лишь скрипеть зубами и покупать новую каретку каждый
раз, когда покупаешь новые шатуны от другого приглянувшегося производителя
(а если надумаете прикупить шатуны XTR, готовьте денежки не только
на каретку, но еще и на передний переключатель XTR, переключатель
более низкого класса по причине несовместимости будет работать хуже).
Справделивости ради, впрочем, надо отметить, что в группе Deore
помимо каретки под квадрат также есть и каретка под шлицы Octalink
(BB-ES50). Однако встретить ее в Москве нелегко.
Шлицевой стандарт Shimano выдумала недавно, и это было серьезным
шагом вперед. Ось в такой каретке, в отличие от каретки "под
квадрат", увеличенного диаметра (22 мм, в каретке "под
квадрат" - 17 мм) и полая, что при меньшем весе обеспечивает
большую прочность и жесткость. Шлицевое соединение обеспечивает
более равномерное распределение нагрузки в точке соединения шатуны-каретка.
Ось каретки - хроммолибденовая, корпус каретки - алюминиевый. Внутренности
каретки - подшипиники - надежно спрятаны под напрессованными уплотнениями.
Судя по всему, они и впрямь надежно защищают содержимое картриджа:
когда я в целях удовлетворения любопытства с помощью стамесок проник
внутрь старой убитой каретки XT, внутри было чисто, смазка была
незагрязненной. Так что убилась эта каретка (а она проехала 4000
км за год и 8 месяцев; в ней появился ощутимый люфт, причем появился
резко) по какой-то другой причине. Учитывая, что это достаточно
быстро для такой каретки (даже пусть и прыгал я, не отрицаю ;-)
), все дело, наверное, в заводском браке. Покупал я умершую каретку
у Оленевода за $30. А новую приобрел в "Спортексе" (в
Сокольниках) за $31 - на распродаже.
Ремонту каретка, конечно, не подлежит. И уход за ней не нужен ;-).
Для тех, кто не в курсе, для установки/снятия каретки нужен специальный
съемник, а чтобы вертеть съемник - нужен разводной ключ (или просто
подходящий гаечный ключ). При установке каретки в стакан рамы сначала
ввинчивается сам картридж (на нем - обратная, "левая"
резьба), а потом, с другой стороны, - крышка каретки (на ней обычная
резьба). При этом резьба на раме и на каретке должна быть очищена,
а на нее нанесено небольшое количество консистентной смазки без
лития. Шлицы каретки перед установкой шатунов также должны быть
смазаны. Все это обеспечит отсутствие скрипов и тресков при педалировании.
В линейке 2002 года компании Shimano значатся следующие разновидности
кареток Deore LX/XT:
|
|
|
Длина оси |
113 мм |
118 мм |
113 мм |
118 мм |
Размер каретки (стакана рамы) |
68, 70, 73 мм |
68, 70, 73 мм |
68 мм |
73 мм |
Масса каретки - 255 г.
Очередная 70-я каретка. Проехал на ней где-то 1000 километров,
решил перебрать и смазать заново весь кареточный узел. При переборке
обнаружил, что в ответном кольце каретки (т.е. ее вторая часть,
вкручиваемая с другой стороны кареточной трубы рамы) отломился кусок
внутреннего пластмассового уплотнительного колечка. Лопнул, видимо,
при инсталляции каретки; в результате внутрь проникала вода; как
итог - вся каретка внутри в ржавчине, изнутри кареточной трубы рамы
- тоже ржавчина... пришлось все отмывать WD-40. Слава богу (тьфу-тьфу-тьфу)
каретка пока хотя бы не люфтит.
lite
23 апреля 2002 г.
|