Каретки FSA ULTIMAX Extreme Pro; FSA Platinum
История проникновения каретки стандарта ISIS в мой байк связана
с магазином Веломир. Как и все истории, связанные с этим магазином,
она окутана мраком и туманом. Одним ненастным февральским днем 2003
года я заехал в Веломир. Со дня на день должна была приехать моя
новая рама, и я интересовался компонентами для ее комплектации.
В частности, у меня недоставало системы. Мой визит в Веломир был
вызван объявленным накануне серьезным снижением цен на некоторые
компоненты, в частности на систему Ritchey WCS. Цена упала настолько,
что ее можно было купить даже при моем рахитном бюджете. Естественно,
что именно об этой системе и пошел разговор с консультантом магазина.
Консультант вел себя уверенно, рассуждал здраво и потому внушал
доверие. На вопрос "под какую каретку рассчитана эта чудная
система" молодой человек без запинки сообщил, что под ISIS.
До этого момента я считал, что этот стандарт придуман исключительно
для танков со всеми вытекающими весовыми последствиями. На поверку
оказалось, что это очень сильно не так, и что по весу каретки этого
стандарта могут ставить рекорды (естественно, в плане легкости).
От любезного приглашения приобрести эту каретку в Веломире я любезно
отказался, так как в Веломаркете-ЦСКА мог купить такую же, но на
10% дешевле. Таким образом, несмотря на то, что изначально я ориентировался
на установку каретки стандарта Octalink, каретку FSA Ultimax Extreme
Pro (ISIS Drive) купил с легким сердцем - при весе в 225 граммов
ее цена составляла на тот момент порядка 55 евро, что являлось очень
неплохим показателем. (продолжение истории с системой читайте после
знака ***)
Внешне каретка выглядит просто супер. Цвет алюминиевого корпуса
темно-красный матовый. Пустотелый вал каретки имеет большой диаметр,
явно превышающий диаметр вала у кареток серии Shimano Octalink.
Из-за сильно увеличенного диаметра вала каретка очень легкая, очень
жестко сидят шатуны, но размер шариков в подшипниках очень мал.
Это и есть слабое место кареток этого стандарта. Также проблемой
являются очень хилые уплотнения подшипников. Первая каретка проездила
у меня по весенним дорогам и последнему снегу около 900 км без грязевых
гонок и без экстрима. Тем не менее, каретка залюфтила. В магазине
удивились этому даже больше чем я и констатировали гарантийный случай.
Установка новой (такой же) каретки совпала с началом сезона дождей
в наших широтах (то есть с началом лета), поэтому все тренировки
и гонки проходили в грязевом варианте. Второй каретки хватило совсем
ненадолго. Через 300 км, на которые пришлись один грязевый шорт-трек
и один грязевый марафон, эта каретка тоже умерла. Но когда я по
этому поводу появился в Веломаркете, там в обмене мне неожиданно
отказали. Как оказалось, моя первая каретка к тому времени уже попала
к производителю, там ее вскрыли и с интересом изучили. Результаты
оказались, по крайней мере, для меня, странными - "разрушение
подшипников произошло вследствие попадания в них воды, грязи и песка.
Это стало возможным из-за износа герметизирующих уплотнений при
эксплуатации в условиях неблагоприятных климатических условий".
Короче, как в первом, так и во втором случае, брака в каретках не
было, поэтому в рамках гарантийного случая рассматривать их разрушение
нельзя. То есть производитель ответственности за все это безобразие
не несет.
"Связался же черт с младенцем!!!" - в сильнейшей печали
подумал я и еще раз помянул недобрым словом Веломир. Но вариантов
не было - новую систему покупать не было возможности, поэтому пришлось
опять приобретать новую каретку под ISIS. Как раз в честь этого
дела в продажу поступили каретки новой серии под названием FSA Platinum.
В линейке представлено 3 варианта - собственно Platinum (стальной
вал), Platinum Pro (хромолевый вал) и Platinum Ti (титановый вал).
Серия является логическим продолжением линейки Extreme, но имеет
ряд отличий: вал каретки еще более увеличен в диаметре, соответственно
еще ниже вес, а вот ресурс, как ни странно, увеличился за счет новой
более живучей системы уплотнений. Все это задекларировано в рекламных
материалах, и полностью соответствует действительности. Новая каретка
проработала 2000 километров, 8 гонок, из которых - 2 были марафонами.
Я пользовался низшей моделью в ряду, ее стоимость составила 40 евро.
На таких каретках уже можно ездить, хотя все равно это удовольствие
ощутимо дорогое.
Объективной необходимости в использовании кареток такого типа я
не ощутил. Можно было бы подумать, что эти каретки лучше подходят
для жестких дисциплин. Обсуждение этой проблемы со спортсменами,
занимающимися байкер-кроссом и триалом, показало, что ударные нагрузки
такие каретки тоже выдерживают плохо. Кстати, напрашивающееся обобщение
о качестве кареток FSA тоже не подтверждается, потому что каретки
от Race Face и Truvativ не смогли продемонстрировать большего ресурса
работы.
Вывод: для применения в условиях любительского спорта любые каретки
стандарта ISIS малопригодны по причине малого ресурса работы и высокой
стоимости.
***
Получив раму, я купил означенную каретку и, взяв ее с собой, направился
в Веломир, чтобы купить вожделенную систему. Тут меня ждал офигенный
биг сюр(приз) - консультант, говоривший со мной в прошлый раз оказался
местным дурачком, зашедшим случайно за прилавок, а нужная мне система
была на самом деле рассчитана для использования с каретками стандарта
Octalink и, следовательно, на мою карету стандарта ISIS не налазила
ни при каком желании. Я так загрустил, что поддался на уговоры и
купил в Веломире систему, подходящую на купленную в Веломаркете
каретку. Этой системой оказалась Truvativ Stylo - легкая, красивая,
но совершенно не в моем вкусе. Она оказалась даже легче чем Ritchey
WCS.
Сюрпризы продолжились после возвращения домой. Вкрутил в раму каретку.
Накрутил на каретку систему и оказалось, что шатуны не могут вращаться,
так как зацепляются за нижние рычаги подвески. Моему изумлению не
было границ! Как же так? Я поставил каретку рекомендованного производителем
размера, а система ведет себя таким хамским образом. Я пошагал вместе
со всей этой фигней в Веломаркет с сильным желанием убивать. Оказалось,
что с кареткой и рамой все в порядке, а вот данная конкретная система
имеет такую геометрию, что садится на вал каретки слишком глубоко,
в результате я наблюдал то, что наблюдал. В Веломаркете сняли эту
систему с каретки, поставили мне систему FSA V-Drive , которая села
как надо и все стало как надо. А систему Truvativ Stylo я сдал обратно
в Веломир, и они даже не пытались сопротивляться - наверно чувствовали,
что жизнь коротка, а я сгоряча могу укоротить ее еще сильнее.
Технические подробности: FSA Ultimax Extreme Pro выпускаются в
размерах 68 и 73 с длиной оси 110, 113 и 118 мм. FSA Platinum есть
в размерах 68 и 73 с длиной оси 113 и 118 мм; масса этой каретки
- также 225 грамм.
Carcass
10 декабря 2003 г.
|