redBike
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
РБ-24 (Мураново) 01.07.2006

дом
"дом"
автор: CARCASS
 

 

 

 

ТЕСТЫ ВЕЛОКОМПОНЕНТОВ
 

Каретки FSA ULTIMAX Extreme Pro; FSA Platinum

История проникновения каретки стандарта ISIS в мой байк связана с магазином Веломир. Как и все истории, связанные с этим магазином, она окутана мраком и туманом. Одним ненастным февральским днем 2003 года я заехал в Веломир. Со дня на день должна была приехать моя новая рама, и я интересовался компонентами для ее комплектации. В частности, у меня недоставало системы. Мой визит в Веломир был вызван объявленным накануне серьезным снижением цен на некоторые компоненты, в частности на систему Ritchey WCS. Цена упала настолько, что ее можно было купить даже при моем рахитном бюджете. Естественно, что именно об этой системе и пошел разговор с консультантом магазина. Консультант вел себя уверенно, рассуждал здраво и потому внушал доверие. На вопрос "под какую каретку рассчитана эта чудная система" молодой человек без запинки сообщил, что под ISIS. До этого момента я считал, что этот стандарт придуман исключительно для танков со всеми вытекающими весовыми последствиями. На поверку оказалось, что это очень сильно не так, и что по весу каретки этого стандарта могут ставить рекорды (естественно, в плане легкости). От любезного приглашения приобрести эту каретку в Веломире я любезно отказался, так как в Веломаркете-ЦСКА мог купить такую же, но на 10% дешевле. Таким образом, несмотря на то, что изначально я ориентировался на установку каретки стандарта Octalink, каретку FSA Ultimax Extreme Pro (ISIS Drive) купил с легким сердцем - при весе в 225 граммов ее цена составляла на тот момент порядка 55 евро, что являлось очень неплохим показателем. (продолжение истории с системой читайте после знака ***)

Внешне каретка выглядит просто супер. Цвет алюминиевого корпуса темно-красный матовый. Пустотелый вал каретки имеет большой диаметр, явно превышающий диаметр вала у кареток серии Shimano Octalink. Из-за сильно увеличенного диаметра вала каретка очень легкая, очень жестко сидят шатуны, но размер шариков в подшипниках очень мал. Это и есть слабое место кареток этого стандарта. Также проблемой являются очень хилые уплотнения подшипников. Первая каретка проездила у меня по весенним дорогам и последнему снегу около 900 км без грязевых гонок и без экстрима. Тем не менее, каретка залюфтила. В магазине удивились этому даже больше чем я и констатировали гарантийный случай.

Установка новой (такой же) каретки совпала с началом сезона дождей в наших широтах (то есть с началом лета), поэтому все тренировки и гонки проходили в грязевом варианте. Второй каретки хватило совсем ненадолго. Через 300 км, на которые пришлись один грязевый шорт-трек и один грязевый марафон, эта каретка тоже умерла. Но когда я по этому поводу появился в Веломаркете, там в обмене мне неожиданно отказали. Как оказалось, моя первая каретка к тому времени уже попала к производителю, там ее вскрыли и с интересом изучили. Результаты оказались, по крайней мере, для меня, странными - "разрушение подшипников произошло вследствие попадания в них воды, грязи и песка. Это стало возможным из-за износа герметизирующих уплотнений при эксплуатации в условиях неблагоприятных климатических условий". Короче, как в первом, так и во втором случае, брака в каретках не было, поэтому в рамках гарантийного случая рассматривать их разрушение нельзя. То есть производитель ответственности за все это безобразие не несет.

"Связался же черт с младенцем!!!" - в сильнейшей печали подумал я и еще раз помянул недобрым словом Веломир. Но вариантов не было - новую систему покупать не было возможности, поэтому пришлось опять приобретать новую каретку под ISIS. Как раз в честь этого дела в продажу поступили каретки новой серии под названием FSA Platinum. В линейке представлено 3 варианта - собственно Platinum (стальной вал), Platinum Pro (хромолевый вал) и Platinum Ti (титановый вал). Серия является логическим продолжением линейки Extreme, но имеет ряд отличий: вал каретки еще более увеличен в диаметре, соответственно еще ниже вес, а вот ресурс, как ни странно, увеличился за счет новой более живучей системы уплотнений. Все это задекларировано в рекламных материалах, и полностью соответствует действительности. Новая каретка проработала 2000 километров, 8 гонок, из которых - 2 были марафонами. Я пользовался низшей моделью в ряду, ее стоимость составила 40 евро. На таких каретках уже можно ездить, хотя все равно это удовольствие ощутимо дорогое.

Объективной необходимости в использовании кареток такого типа я не ощутил. Можно было бы подумать, что эти каретки лучше подходят для жестких дисциплин. Обсуждение этой проблемы со спортсменами, занимающимися байкер-кроссом и триалом, показало, что ударные нагрузки такие каретки тоже выдерживают плохо. Кстати, напрашивающееся обобщение о качестве кареток FSA тоже не подтверждается, потому что каретки от Race Face и Truvativ не смогли продемонстрировать большего ресурса работы.

Вывод: для применения в условиях любительского спорта любые каретки стандарта ISIS малопригодны по причине малого ресурса работы и высокой стоимости.

***
Получив раму, я купил означенную каретку и, взяв ее с собой, направился в Веломир, чтобы купить вожделенную систему. Тут меня ждал офигенный биг сюр(приз) - консультант, говоривший со мной в прошлый раз оказался местным дурачком, зашедшим случайно за прилавок, а нужная мне система была на самом деле рассчитана для использования с каретками стандарта Octalink и, следовательно, на мою карету стандарта ISIS не налазила ни при каком желании. Я так загрустил, что поддался на уговоры и купил в Веломире систему, подходящую на купленную в Веломаркете каретку. Этой системой оказалась Truvativ Stylo - легкая, красивая, но совершенно не в моем вкусе. Она оказалась даже легче чем Ritchey WCS.

Сюрпризы продолжились после возвращения домой. Вкрутил в раму каретку. Накрутил на каретку систему и оказалось, что шатуны не могут вращаться, так как зацепляются за нижние рычаги подвески. Моему изумлению не было границ! Как же так? Я поставил каретку рекомендованного производителем размера, а система ведет себя таким хамским образом. Я пошагал вместе со всей этой фигней в Веломаркет с сильным желанием убивать. Оказалось, что с кареткой и рамой все в порядке, а вот данная конкретная система имеет такую геометрию, что садится на вал каретки слишком глубоко, в результате я наблюдал то, что наблюдал. В Веломаркете сняли эту систему с каретки, поставили мне систему FSA V-Drive , которая села как надо и все стало как надо. А систему Truvativ Stylo я сдал обратно в Веломир, и они даже не пытались сопротивляться - наверно чувствовали, что жизнь коротка, а я сгоряча могу укоротить ее еще сильнее.

Технические подробности: FSA Ultimax Extreme Pro выпускаются в размерах 68 и 73 с длиной оси 110, 113 и 118 мм. FSA Platinum есть в размерах 68 и 73 с длиной оси 113 и 118 мм; масса этой каретки - также 225 грамм.

Carcass

10 декабря 2003 г.

(c) redBike

 
Сайт компании FSA (Full Spead Ahead)
 
FSA ULTIMAX Extreme Pro
 
FSA Platinum