redBike
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
чуть-чуть расслабона 2011 25.12.2011


автор: rusalka
 

 

 

 

ТЕСТЫ ВЕЛОКОМПОНЕНТОВ
 

Дисковые тормоза Formula Evoluzione 9.5

Тормоза Formula... Наверное, самые неоднозначные тормоза, часто ругаемые, но имеющие своих поклонников (встречается реже ;)). Вот моя история общения с данным девайсом.

На тормозах для слаломного/дертового байка я решил сэкономить. Конечно, это была бы дисковая гидравлика, но не Hope или Hayes, а что-нибудь попроще. К этому моменту я уже определился/заказал и раму, и вилку, и колеса, а бюджет мой был не резиновый. Рассудив, что не стоит экономить на раме (основе основ), вилке (в значительной степени определяющей поведение байка), колесах (хотелось прочности, долговечности и легкости хода) и что разница в качестве работы между разными дисковыми системами гораздо меньше, чем между разными V-брейками, я воспользовался случаем и прикупил у Бориски Формулу за 240$.

В комплекте было два диска 160мм (меньше не было, были только больше - 185мм), и я обменял один на 140-милиметровый в Веломаркете (бесплатно, диск еще не ставился на байк), потому что не хотел заморачиваться еще и с адаптером. По прошествии времени могу сказать, что можно было бы оставить сзади 160мм, но и 140мм мне хватает всегда (чего не скажешь о переднем).

При установке переднего калипера выяснилось, что адаптор все равно понадобиться ;(. Потому-что вилка у меня не простая, а Z1 MCR QR20+ и при использовании оси Marzocchi и втулки Hope Bulb 20мм тормозную машинку нужно сдвигать внутрь на 5мм (то есть уши для крепления тормоза расположены на вилке так, как будто ось обычная, а не 20мм, а втулка сделана так, что как-будто эта разница учтена (Hope Bulb превращается в Hope Bulb 20mm заменой некоторых деталей с прибавлением по 5мм с каждой стороны для получения 110мм ширины вместо 100) - вот так возникают 5мм разницы). Но опять же в Веломаркете мне точно подогнали мой калипер к моей вилке, правда использовав пару алюминивых пластин вместо настоящего адаптора. Попутно укоротили гидролинию с заводских 2 метров до 80см. Задний калипер я устанавливал сам, подложив несколько тонких шайб для центрирования машинки относительно диска.

На тормозах Hayes (а теперь еще и Shimano Deore) машинки можно немного двигать относительно диска (из-за такой конструкционной особенности они выглядят весьма оригинально). Это представляется мне более разумным решением, чем использование шайб.

Но вот тормоза установлены на байк и можно проверить их в работе. Первое впечатление - легкость и мощность. Когда притерлись колодки (после пары поездок), у меня появилась хорошая привычка тормозить одним пальцем и все время держать его на тормозном рычаге - два оказалось много. При таком способе управления чуствительность тормозов хороша - можно едва притормозить, держать колесо на грани блокировки, заблокировать его. Это в полной мере относиться к заднему тормозу (независимо от скорости и покрытия), а с передним посложнее - последние два пункта плохо реализуются на асфальте или сухом грунте при торможении одним пальцем, но при хвате двумя легко с непривычки полететь через руль. То есть мощности переднего тормоза чуть-чуть не хватает (на сухой ровной дороге!). Но часто ли нужно тормозить на грани блокировки переднего колеса? Очень редко, если вы серьезно не занимаетесь даунхиллом или чем-то подобным. Для менее экстремального использования мощности тормозов вполне достаточно. Ну а модуляция отличная без всяких оговорок - мощность меняется при малейшем изменении усилия на ручке.

При работе тормоза довольно громко шумят, производя звуки, похожие на шум воды в батареях центрального отопления осенью при их заполнении или что-то похожее-кипящее. То есть это не скрип (возникает иногда при загрязненных дисках), а более приятный (на мой слух) звук, хотя, думаю, при неспешной езде в тихом лесу звук может показаться оглушающим и режущим слух, мешаюшим релаксации. ;)

При зимней эксплуатации все достоинства сохраняются - мощность никуда не девается, сила торможения хорошо дозируется, ручка легко нажимается. Когда тормоза хорошо проморозятся, возможно увеличиться ход ручки (это было недавно в заморозки, при их первой зиме я такого не замечал). Работоспособность никуда не девается, главное, чтобы был запас хода ручки на такой случай. Возможно это происходит из-за старой жидкости в системе, тем более что с момента изготовления тормозов уже прошло 2 года (тормозуху надо менять раз в два года). Больше зимних особенностей нет. Хотя нет, есть - зимой преимущество над ободными тормозами становиться более наглядным - проезд по лужам, валяние в снегу не лишат вас тормозов в самый неподходящий момент!

Ну и несколько слов об обслуживании. За год не очень активного катания колодки мало износились, процентов 15. По-моему, это немного, но и катаюсь я не каждый день.

Про прокачку. Два раза я добавлял тормозную жидкость и ни разу(!) не прокачивал систему, хотя… Момент долива определяется очень просто - при нажатии ручка проваливается почти до руля. ;( Происходит это событие из-за особенностей конструкции (расположение дренажного отверстия в расширительном бачке - ближе к его верхней части) обычно на спусках - при тряске воздух попадает в гидролинию. Весьма неприятно, ;(( хотя сколько-то тормозов остается. Для удаления воздуха достаточно поднять байк на заднее колесо для того, чтобы тормозная ручка была в горизонтальной плоскости и несколько раз понажимать на нее (можно поэкспериментировать с положением при нажатиях). Воздух уйдет обратно в расширительный бачок (поскольку его буквально несколько крошечных пузырьков и далеко по гидролинии он не должен продвинуться (так что не затягивайте с удалением!)). Если ручка по-прежнему проваливается, то поэксперементируйте с положением ручки (наверное, при запущенных случаях будет нужна прокачка). Ситуация с воздухом в системе была у меня дважды - примерно через полгода сначала с передним тормозом, а через месяц - с задним. В обоих случаях я удалил воздух вышеописанным способом, добавил тормозухи и нормально катался дальше. В инструкции сказано, что в процессе износа комплекта колодок нужно один раз добавить жидкости, то есть ее объема в бачке хватает на половину хода поршней в машинках. У меня колодки изношены меньше, чем наполовину, но тем не менее жидкость я уже добавлял. Не знаю точно с чем это связано: с плохим изготовлением, плохой конструкцией или плохой сборкой, но для уменьшения вероятности попадания воздуха в систему рекомендую поддерживать высокий уровень жидкости в бачке.

При добавлении тормозной жидкости важно установить тормозную ручку горизонтально, чем точнее, тем лучше и наливать столько жидкости, чтобы она начала выливалась при закручивании крышки (сразу удаляйте излишки тормозухи - она очень агрессивна!).

Для большей сохранности тормозных ручек я несильно затягиваю болты крепления, так чтобы при ударе они могли повернуться на руле. Пару раз такое было. Если бы они не повернулись, то скорее всего с ними и так ничего не случилось бы, но гидролинии таким способом хорошо предохраняются от разрывов. Один раз при падении руль закрутило и линия переднего тормоза натянулась так, что смялась на выходе из тормозной ручки, которая чуть повернулась. Однако, несмотря на опасения, линия после выпрямления продолжала функционировать как ни в чем ни бывало, смятие в дальнейшем никак не отразилось на ней.

Можно подвести некоторые итоги: за меньшие, чем за другие гидравлические дисковые тормоза, деньги вы получите сравнимое качество работы, глюк с проваливанием ручки при недостатке тормозной жидкости и простоту в обслуживании. Качество изготовления хорошее, но до Hope далеко. При использовании в спусковых дисциплинах рекомендуются диски 185/160мм.

Так что если у вас напряг с деньгами и вы терпимы к некоторым недостаткам, то можете купить Формулу Ево 9.5. Но лучше поднапрячься и взять что-нибудь более современное, хотя бы ту же Formula 4 Racing.

Softrider

4 ноября 2002 г.

(c) redBike

 
Отзывы на mtbr.com (рейтинг 3.5 / 5 при 5 ревю)

Спецификации тормозов на сайте "Веломаркет ЦСКА"

Краткое описание на сайте Formula
Сервисная инструкция (PDF)