Дисковые тормоза Shimano Deore XT
Немного предыстории не помешает.
"…И стояла у него Magura Louisse, и хотел он Hope C2 или ХС4.
Но планам его не суждено было сбыться: одним далеко не прекрасным
вечером позвонил ему хороший знакомый Саша DoVetra и сказал что
в Спортексе 50% скидка с завтрашнего дня…"
Короче, тормоза купил я на всем известной распродаже, положившей
начало Эпохе Дешевой Комплектухи. Причем при покупке получилась
забавная история. Напомню схему оплаты в товара: говоришь, что хочешь
купить - тебе выписывают чек "к оплате" - оплачиваешь
в кассе - шагаешь обратно к прилавку, где все проверяют и отдают
тебе желаемое. А я в суматохе покупок (не забыть бы чего, а то через
30 сек. купят) не заметил, что мне в чек вписали "Торм. гидр.
ХТ пер. 3650", и отдал 7300 рублей (~230$) в кассу за пару.
Причем на обоих гидролиниях стояли левые ручки! Я потом с парнем
поменялся - у него на переднем тормозе стояла правая ручка. Только
выйдя из магазина, я начал понимать, что тормоза мне продали хоть
и за копейки, но почему-то не за те - прайс-лист обещал 210 зеленых
за пару! Я со все растущей уверенностью и скоростью ("Наших
бьют!") пошел обратно и в процессе не долгих, но становившихся
все более громкими препираний за 20 вечнозеленых с одним из тамошних
продавцов, услышал убийственную фразу: "А давайте мы вам подарок
сделаем!" Да, думаю, молодцы ребята… Посмотрел на цену предложенной
мне пары дисковых колодок - 504р., и ответствовал: "Договорились!".
Ладно, думаю, хоть меня и пытались нагреть, но все равно даже 230,
не говоря уж о 210, безусловно, не деньги за эти тормоза: и 100
р., и попытку надуть прощу. А еще чуть позже я понял, что 504р.
это цена без скидки! И тут н%%бали, суки… Итогом распродажи явилась
дырка в моем кошельке размером в ~11 т.р., потерянные за невнимательностью
100+252 р. и…О да! Большой пакет дорогого железа.:-))) Надо сказать,
я никогда в жизни не расставался с деньгами так легко и с таким
удовольствием! :-)
Итак, тормоза у меня, оставалось их только поставить. Задний встал
как влитой, будто для моей втулки с рамой и делали (HOPE+MERIDA),
за исключением того лишь, что родные винты оказались слишком длинными
для Hope, и я поставил старые, от Магуры. Однако меня порадовало
наличие специальной проволочки, которую надо особым образом продеть
через оба винта крепления калипера к раме, тем самым закрепив их,
чтоб сами не раскрутились вдруг. Честно говоря, я ни разу не видел
и не слышал, чтоб кто-либо пострадал от внезапно раскрутившейся
машинки. Наоборот, у меня винты прикипели так, что я их еле сдвинул
с места. Ну ладно, мелочь, а заплетать эту проволочку в новенькие
тормоза приятно:-). А с установкой переднего на RS JUDY+FORMULA
пришлось повозиться. Сначала, из-за слишком большого количества
металла вокруг каждой из 6-ти дыр в диске, диск нельзя было посадить
на втулку. Пришлось поработать напильником. Потом я заметил,
что для родных винтов нужен другой шестигранный инструмент, каким
шкафы "Stanley" собирают. Шестигранником тоже можно было,
но как ни крути - как следует подтянуть не выйдет - винт изуродуется.
Короче, винты обновить не пришлось. Дальше - больше. Поставил я
диск, надеваю на него машинку…И-и-и-и-есть! Ну не может быть все
хорошо прям сразу! Подстава заключалась в том, что когда ставишь
машинку на диск, in riding position, она хорошо так, миллиметра
на 1,5 задевает за спицы и мм. 4 не достает до проушин крепления
вилки. Стал я добавлять шайбы под диск, родные кончились, пошел
к отцу в мастерскую за советскими. Оказались слишком широкие - обточил
все с одной стороны. Ставлю - ба-а-а, откуда не возьмись, появился
большой люфт диска. Снимаю шайбы - а они при средней толщине 1,2
мм. различаются на +/- 80-120 микрон (0,08-0,12 мм)! Вот диск-то
и повело. (Тут-то я в самом деле ощутил прелести нашего машиностроения
- если новые шайбы из одной связки делают с таким допуском,
то чего люди ожидают от нашей техники вообще?) Ну так вот, выровнял
я их все до 1,1 мм, как не смешно, обычным мелким напильником, на
обычной коленке. Под машинку пару шайб из родного набора - и, (ура,
товарищи) зазор между спицами и машинкой установлен! Ну все,
думаю, есть всетки жизнь на Марсе. Крутанул колесо - а оно жах -
и воткнулось, будто палку в спицы вставили. Хм, думаю, от трения
диска об колодки колесо так не втыкается, а больше вроде и необочто.
Что за дела. Снимаю колодки, вооружаюсь мощным фонарем - колесо
втыкается как прежде. Мля, только не торцом диска об машинку! Растачивать
калипер под диск - дело неблагодарное. Покрутил колесо немного,
снимаю - никаких царапин на машинке, и вообще следов задевания диска
об машинку нет. Обмазал диск белой канц. замазкой и снова в обойму
- опять трет, зараза такая, но замазкой ничего не испачкано! ЧЕ
- ЗА - БРЕД??????? ЧТО ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ??? Ларчик же открывался как
всегда максимально просто - добавляя шайбы под диск, я увеличивал
вылет крепящих диск винтов, и методично приближал их головки к штанам
вилки. Так самый большой винт из всего моего гербария и протер проплешину
в штанах моей вилки! Зато теперь я доподлинно знаю, что штаны моей
вилки из какого - то нержавеющего (проверено!) сплава, и то еще,
что на вилах RS Judy висит толстенный такой слой краски.:-)
Через полчаса после установки я выехал кататься на новеньких тормозах.
Нажав первый раз на ручку тормоза, я был сильно разочарован, у меня
кантилеверы (эх, когда это было!) тормозили лучше! Я, конечно, понимаю,
колодки должны притереться к диску, но не на столько же! Но все
оказалось лучше моего пессимизма. Задние тормоза прикатались мгновенно
- с каждым последующим нажатием чувствовалось увеличение мощности,
и уже через 15 минут катания они вышли на проектную мощность. С
передними, почему - то, вышло не все так гладко, они прикатались
километров этак через 40. Причем я намеренно "прикатывал"
их - мочил перед поездкой и в дороге, не чистил диск от грязи...
Меры помогали. Но окончательно передние тормоза проявились после
работы в лесу одним дождливым осенним днем - тогда приходилось очень
много слезать с байка и класть его дисковой стороной на мокрые грязные
листья, поднимать, снова ехать, останавливаться и класть (мы тогда
расчищали лесную дорожку для XC). На диске все время находился эдакий
мокрый абразив из измельченных песчинок и земли, после высыхания
которого передние тормоза наконец-то заявили о себе и перестали
быть смешным подобием кантилеверов.
Наступила зима. И в этом месте возникает вопрос об уместности описания
работы дисков на основе зимней эксплуатации. Сколько я дисков перещупал
- все зимой развивали большую мощность, возможно, из-за того, что
в воздухе при низкой температуре содержится много меньше аэрозолей,
чем летом. Может быть, м.б. Поправку на лето сделаю по опыту общения
с Magura Louisse - от 0,65 до 0,8 от мощности зимой (мое личное
мнение). После того, как все неприятные мелочи были устранены, я
смог наконец-то насладиться этим девайсом, а наслаждаться есть чем.
Отличнейшая модуляция, и, как следствие - непревзойденный контроль
над торможением. Сказывается добротная 4-х цилиндровая конструкция
Grimeca System 8, уж где-где, а здесь Shimano не промахнулись с
патентом. Я иногда даже делаю лишний круг или забираюсь на горки
покруче, для того лишь, чтобы поработать тормозами:-).
Очень хорошо и легко можно контролировать байк на скользком повороте
с приличной скоростью. У них есть приносящая удовольствие дозируемость
и мощность во всем диапазоне усилий на ручке, но при резкой остановке
где-то с 40-50 км/ч чувствуется нехватка этой самой мощности на
переднем колесе (диски 160+160 мм). Возможно, это к добру, - очень
легко удержаться от полета через руль плюс не теряется контакт резины
с поверхностью (опять спасибо модуляции). Однако если есть опыт
катания - через руль и так не полетишь и колесо юзом не пустишь,
найдешь общий язык с любыми тормозами. Плюс это или минус - выбирать
вам. Но вся фишка в том, что тормоза с дисками 160 спереди нельзя
лучше подходят для XC любой сложности (во фрирайде мне приходится
себя ограничивать), но поставьте 203 мм - и у вас получатся отличные
остановы для более экстремального ДХ катания. Для этого необходим
переходник за 40 у. е. и диск на 203 за столько же уев. При этом
плечо увеличивается с (160/2)-14=64мм. до (203/2)-14=~88мм., а мощность
на (88-64)/64*100=37%.
Также можно поменять колодки. Существует 2 разновидности колодок,
выпускаемых под лейблом "Shimano". Это МО3 и МО4. Первые
- стальные их легко отличить по медному цвету платформы, и по ушкам
на этой железочке. МО4 так называемые "резиновые", и платформа
и феррадо у них темно-серого цвета, и включений железа какого-то
в само феррадо больше, чем у "стальных" МО3. МО4 стоят
у моего друга на ХТ же, но только с 203мм. диском, и что-то мне
кажется, что мои тормоза со 160 мм диском, но со "стальными"
МО3 работают мощнее.… Так как ХТ это те же Grimeca System 8, то
и Grimeca делает для них свои колодки, которые, говорят, намного
лучше Шимановских. Не знаю, не пробовал. И еще о колодках, а точнее
об их износе. Начальная толщина феррадо на новых колодках составляет
1,9 мм. Рекомендуется менять колодки, если толщина слоя уменьшилась
до 0,5 мм, или скобяная пружинка, разводящая колодки, касается диска
(толщина "к износу" -1.9-05=1.4мм.). У меня сейчас толщина
феррадо составляет 1,65 мм., т.е. изношено 0,25 из 1,4 мм. (17,86%).
Притом я не могу сказать, что я много катался на этих тормозах -
не больше 500 зимних км.
Я посмотрел на mtbr.com отзывы об этих тормозах, и вот какие результаты:
изделие имеет рейтинг 4,37 из 5 возможных, и при этом многие говорят
о них, как о XC тормозах. Апофеозом всех ревюшек было одно краткое
высказывание: "Ooops, looks like it wasn't intended to be a
front wheelie". Я с этим согласен на все 100, если вам нужны
тормоза, работающие по принципу вкл/выкл, посмотрите лучше на Hayes
- они много резче и имеют огромный запас не нужной в XC мощности.
Область же Deore XT со 160 мм. дисками - кросскантри или фрирайд
(в то время как некоторые Hayes уже со 160 мм. я бы с легкой душой
взял на любой самый жесткий ДХ), но с 203 мм. дисками и хорошими
колодками ХТ будут отличной системой для заездов в Красной поляне.
Если устраивает вес - ХТ великолепный выбор для XC, вряд ли у каких-либо
еще тормозов модуляция будет лучше.
Денис Smile
24 февраля 2003 г.
|