Система Shimano Deore LX
Красивая штучка! Конечно, не такая красивая, как XTR, но гораздо
более привлекательная, чем Deore XT. Красивый серый цвет шатунов
прекрасно гармонирует с рамой любой масти. Но это, конечно, не главное
ее (системы) достоинство.
Шатуны, которые достались мне, полые (система Hollowtech), модель
FC-M571. То есть внутри них полость, что, естественно, снижает массу
шатунов (примерно на 100 грамм меньше, чем обычные шатуны LX) и,
как мне представляется, повышает их жесткость. Общая же масса системы
- 656 грамм. Длина шатунов - 170 мм, материал - алюминий. Паук -
четырехлапка, 104 мм, несъемный; звезды - 22-32-44 зубьев, большая
и средняя звезды - алюминиевые, маленькая - стальная. Болты - из
нержавеющей стали, гайки - из обычной... Крепление на каретку -
шлицы (не ISIS, конечно, а Octalink).
Приобрел стоящую у меня систему я у Гены Оленевода за $75, сейчас
ей уже почти год. Естественно, что вместе с системой я приобрел
и шлицевую каретку (Deore XT, раньше у меня была BB-UN 52 на квадрат).
Первоначально я посадил систему на каретку, да и педали вкрутил,
не положив на место контакта смазку. Конечно, через некоторое время
все стало угрожающе скрипеть и пощелкивать. Науку мне преподал Самоделкин
(Устинов), содрав за это 150 рублей. Еще первые несколько недель
постоянно откручивались бонки, крепящие систему к каретке (впрочем,
по моему, эта фишка досаждала каждому, кто покупал новую систему).
Приходилось постоянно возить с собой большущий шестигранник.
Кстати, о шлицевых системах - я так и не видел нигде съемника для
таких систем. Везде ("Omni Bike", "Веломир",
"Байк н Ролл") есть съемники только под квадрат. Шлицевая
каретка имеет полую ось, поэтому упираться съемнику некуда, кроме
противоположной бонки, но до нее ось съемника не достает. Приходится
приспосабливаться - использовать в качестве упора какой-нибудь металлический
штырь (я использовал победитовый пробойник).
Звезды стачиваются, на мой взгляд, достаточно медленно (но нужно
учесть, что я постоянно, после каждых грязных покатушек чищу всю
ходовую - систему, кассету, цепь, причем цепь - специальной машинкой),
но, естественно, неравномерно: у меня наиболее быстро изнашивается
самая часто используемая средняя звезда. На данный момент износ
звезд практически не заметен, за исключением двух зубьев - это следствие
лобовых, но несильных ударов о бордюры, камни и т.п. Более сильных
ударов (например, с разгону о дерево) ни шатуны, ни звезды пока
(тьфу-тьфу-тьфу!) не испытывали. Естественно, что износ заметнее
на второй звезде, так как чаще всего я использовал именно ее. Однако
в последнее время я все больше становлюсь приверженцем третьей -
самой большой - звезды ))).
В эстетическом плане мне не очень нравится тот факт, что с внешней
стороны шатунов, там, где они трутся о ноги, потихоньку стирается
серая краска вместе с надписью "Deore LX". Надпись - бог
с ней, а вот блестящее пятно вместо благородной серой окраски -
это уже не так приятно. Но в целом система выглядит очень позитивно.
Не менее приятные ощущения остаются и от ее работы. Хотя, объективно
оценить работу системы, пожалуй, затруднительно )). Единственный
неприятный момент в работе системы (впрочем, не она одна здесь виновата):
изредка, в грязи, при переключении на звезды снизу залипает и зажевывается
цепь. Видимо это оттого, что цепи HG уже, чем цепи на 8 скоростей.
Когда я использовал цепь IG и систему Deore LX на 8 скоростей, такая
проблема не возникла ни разу. Впрочем, такой казус случился со мной
лишь раза 4-5 за год эксплуатации системы.
Кстати, для данной системы вполне можно приобрести высококлассные
фрезерованные звезды (что, например, я, наверное, и сделаю, когда
сточатся те, что стоят сейчас). Например, в "Омни-байке"
есть звезды Black Spire и Syncros, правда, стоят они недешево -
$30-40 за звезду.
В целом, я однозначно могу порекомендовать эту систему к покупке
(версию с полыми шатунами!). По слухам, шатуны LX и XT - одинаковы,
разница только в том, что для систем XT отбираются наиболее жесткие
заготовки шатунов. При этом разница в стоимости - почти в два раза.
Думаю, Deore LX по функциональным особенностям и по соотношению
качество/цена выигрывает и у систем аналогичного класса конкурирующих
компаний - Truvativ, FSA.
Да, самый изнашиваемый элемент системы (по крайней мере у меня)
- это вторая звезда. Я ее использую чаще других, на нее чаще других
приходятся экстремальные нагрузки, да и вообще, при любом (!) переключении
передачи
спереди она подвергается стачивающему воздействию. Вдобавок, в отличие
от малой звезды, сделана из алюминия. Это мнение подтверждается
и другими людьми. В ближайшем будущем я задумал менять звезду: по
ней видно, что срок ее пришел. В качестве вариантов замены рассматриваю
пока Ritchey и BlackSpire. Родные шимановские звезды крайне дороги.
Вообще, на сегодняшний день в линейке компании Shimano значится
три разновидности системы Deore LX:
FC-M570-4 (шатуны не полые, четырехлапка, паук 104/64 мм, все звезды
- алюминиевые; масса 715 г);
FC-M570-5 (шатуны не полые, пятилапка, паук 94/58, большая и средняя
звезды - алюминиевые, маленькая - стальная; масса 749 г);
FC-M571 (шатуны Hollowtech, четырехлапка, паук 104/64 мм, большая
и средняя звезды - алюминиевые, маленькая - стальная; масса 656
г).
Август 2003 года: шатуны уже имеют почтенный возраст, и
что-то стало хрустеть со стороны левого шатуна. Грешил на каретку,
но в ней люфта, судя по всему, нет. При детальном рассмотрении левого
шатуна выявил, что на
шлицах - серьезные заусенцы - результат многократной инсталляции
алюминиевого шатуна на стальную ось каретки. Выглядит плачевно,
судя по всему, причина скрипа в этом, то есть шатуны пора выбрасывать...
В общем, думается, чем реже снимаешь/ставишь на место шатуны, тем
лучше.
Тем не менее, после полной переборки и пересмазки кареточного узла
скрип пропал! слава богу...
lite
14 марта 2002 г.
|