Шатуны Roox DHS
При выборе деталей для нового байка на раме Kona Chute от шатунов
я хотел следующего: прочность и пятилапость. Первое условие понятно,
а второе возникло вот почему: так как я решил ставить спереди одну
звезду и успокоитель, то выбор размера звезды (а, точнее, количества
зубьев) становился важным. 32 зуба - мало, 42 - много, а это в общем-то
все, что на тот момент (весну 2001 года) можно было свободно достать
на четырехлапку (оптимальным для меня было бы 36-38 зубьев). Да
и сейчас кроме Black Spire ничего отдельно не купишь. Лишнего геморроя
не хотелось, поэтому остановился на пятилапке. Из доступных тогда
вариантов были Roox в Омни и Race Face, какие-то FSA в Веломире.
Без нужды связываться с Веломиром не хотелось, вот я и взял DHS
черного цвета.
И не прогадал! По прошествии года могу сказать, что для моих целей
шатуны подходят и себя оправдывают. Прежде всего, сами шатуны офигенно
жесткие. Это довольно тонкие ощущения и мне трудно описать их, но
по опыту могу сказать, что ничего подобного не испытывал на других
системах (хотя и рама у меня немягкая, что тоже может здесь играть
свою роль). Отчасти, наверное, из-за такой жесткости я долго мучился
с откручивающимися болтами крепления шатунов. В конце концов я закрутил
болты с намотанной на резьбе изолентой и сильно затянул их. Болт
левого шатуна теперь не откручивается, а правый приходиться все
равно регулярно подтягивать - стремно очень сильно затягивать болт,
а дальше на ось шатун не налезает. Надо еще раз попробовать закрутить
с изолентой и с большим усилием, не смазывать квадрат...
Собственно, откручивающийся болт каретки - это единственная, хотя
и существенная проблема с шатунами. Хотя какие еще и могут быть
вообще проблемы с системой? На этом байке я не триалю, звездой за
переезжаемые бревна не задеваю (так как стоящий на байке RollerCoaster
первым коснется бревна и начнет убивать кареточную трубу - он упирается
в нее заостренным болтом).
Другой особенностью я считаю слабый паук (именно особенностью,
потому что для моих целей это не недостаток). Возможна поломка в
месте крепления большой и средней звезд около отверстия под бонку
- отламываются концы паука. Но такое бывает только при специфичной
эксплуатации - триале или когда стоит одна большая звезда на месте
третьей (тогда цепь идет с большим перекосом на большие звезды сзади
и паук испытывает большие нагрузки) и у вас силушка немерянная!
Если вы хотите триалить (и стоит рокринг) или будет одна звезда
- лучше брать шатуны с диском для крепления звезд, а не с пауком
(так называемый DDC диск). Слабо представляю себе триал на таких
шатунах (как и забивание гвоздей микроскопом), но рокринг вместо
третьей и установленной второй звезде представить еще могу (для
NS, например). Я взял себе шатуны с пауком, а не с диском, хотя
мне и рекомендовали. Мне хотелось иметь звезды под компакт, а не
под стандарт (DDC диск имеет размер только стандарт). Поэтому я
поставил одну звезду на 36 зубьев на место второй и считаю, что
без ударов по звезде от препятсвий и без больших нагрузок от перекоса
цепи пауку ничего не угрожает (ну даже и сломается - DDC диски есть
в продаже и можно легко поставить его вместо сломанного паука).
Весьма хорошо держится краска - поблескивание алюминия после года
эксплуатации появилось только на гранях шатунов, такие тонкие полоски,
так что и не понятно - было это всегда или появилось. Такая износостойкость
объясняется использованной краской - порошковое напыление. Оно трудно
царапается и истирается, в отличие от обычной краски. Это тоже увеличивает
стоимотсь, но, по-моему, хороший внешний вид - это хорошо (извините
за тавтологию)! А то бывает посмотришь на байк - вроде шатуны нормальные
черные, известно, что и катались на них немного, а в одном месте
такая протертость краски и блеск алюминия, что кажется, что на этой
системе ездили минимум лет пять.
И, наконец, о главном вопросе - цене. Шатуны идут без всего - надо
докупать бонки, болты для каретки, звезды. В итоге получается немаленькая
сумма - сами шатуны 237, одна звезда - еще 30, крепеж уж и не считаем.
Стоит ли тратить такие деньги? Однозначного ответа, конечно, не
существует и каждый сам решает, стоит ли платить за качество и имя.
Я, например, не жалею потраченных денег - приятно пользоваться хорошей
и хоть не эксклюзивной, но и не широко распространенной вещью.
30 июля 2002 г.
Следуйте инструкции! Проигнорировав совет, что не надо смазывать
квадрат перед одеванием шатунов, я ничего хорошего не добился -
откручивался болт крепления шатунов к каретке. Лишь после того,
как я очистил от смазки ось каретки и в соответсвующем месте шатуны
и использовал фиксатор резьбы для болтов, я обрел душевное спокойствие
- болты не отворачиваются после прыжков. Дело в том, что квадрат
внутри шатунов покрыт той же прочной краской, что и вся остальная
поверхность. Она не облезает после нескольких снятий-установок и
служит своеобразной смазкой и предотвращает прикипание шатунов к
каретке.
Но самое главное - фиксатор резьбы. На другом байке с системой
STX-RC с одной стороны тоже отворачивался болт и поначалу я решил
проблему, намотав изоленту на резьбу. Но потом использовал фиксатор
- это более чистое и правильное решение (в отличие от изоленты,
болт чистый после выкручивания). Перед применением последуйте инструкции
и очистите резьбу от смазки и грязи - это необходимо для обеспечения
хорошего сцепления деталей (во всяком случае так нужно для фиксатора
резьбы Pro Seal Thread Lock REMOVABLE - его я использовал). Это
единственная хитрость.
Теперь я полностью доволен шатунами. Чего и вам желаю!
P.S. Теперь я знаю, чем пахли шатуны Roox после извлечения из коробки
- это был специфический запах фиксатора резьбы!
Вадим (Softrider)
26 октября 2002 г.
|