Передний амортизатор (вилка) Marzocchi Z-2 Atom Sport
(2001 г.)
Не успел я опомниться от покупки новой рамы, как следом возникла
новая проблема - на новый байк я установил новую вилу, снятую с
другого байка, это раз. А во вторых, и в главных, установленная
вила не подходила под цвет рамы ни при каком полете фантазии. Вила
была желтая, а новая рама бело-сине-голубая. Короче винегрет. И
тут мне совершенно случайно попалась на глаза вила Marzocchi Bomber
Z-2 Atom Sport. Так же совершенно случайно, пошарив по карманам,
я нашел денег и купил понравившуюся вилу.
А понравилась мне она всерьез и надолго. Будучи перламутрово-голубой,
Z-2 идеально подходила под цвет рамы Sintesi ZerX, а так же удовлетворяла
прочим моим требованиям в вилке:
1. вес около 1,5 кг
2. высокая торсионная устойчивость
3. неприхотливость в обслуживании
4. качественный и оперативный сервис
5. хорошая настраиваемость (если таким корявым словом можно назвать
способность вилки к точной, но простой настройке)
6. воздушные камеры низкого давления (следовательно большой ресурс
работы)
Оказалось, что в каком-то там году эта вила была топовой и предваряла
эпоху Марафонов от Марзоччи. От полученных знаний другой бы скончался
на месте покупки, но не я. Для начала я решил изучить устройство
поближе.
При ближайшем рассмотрении вила радует так же как и при дальнем:
цельнолитые штаны сделаны очень хорошо, швов и каких-то дефектов
не просматривается - все очень гладко, красиво. Равномерная ударопрочная
покраска штанов. Очень насыщенный цвет. На штанах вилки размещены
наклейки с надписями, что де это бомбер и все такое… Внутри штанов
находятся две воздушные камеры низкого давления, а в правой ноге
картридж SSV. Роль последнего неожиданным образом проявилась, когда
на байк с подвеской, накачанной под мои 69 гоночных килограммов
сел райдер весом в 85. Вопреки ожиданиям, вила не просела вообще!
То есть, под статической нагрузкой Z-2 ведет себя очень жестко,
но получая ударные нагрузки быстро активируется. Впрочем, обо всем
этом я узнал гораздо позже.
Для улучшения рабочих характеристик вилки, ее ноги покрыты специальным
анодированием. Так же это увеличивает ее ресурс. Ноги и алюминиевый
рулевой шток закреплены в короне по технологии Cryo Fit, что дает
нормальную экономию в весе, стильный дизайн и фирменный треск из
района короны. Корона не имеет каких либо покрытий, просто отполирована.
В сечении имеет п-образный профиль. Сверху в короне расположены
ниппеля для накачки воздушных камер. Они прикрываются завинчивающимися
колпачками в форме фирменной буквы М. (Напоминает "М"
из логотипа Металлики). Колпачки имеют тот же цвет что и штаны вилки
- очень красиво и стильно. В нижней части правой ноги расположен
регулятор настройки картриджа SSV. Он имеет ход от одного крайнего
положения в другое оборотов в 10, издавая при повороте щелчки. Это
удобно для ориентации и очень точной настройки, так как никакой
шкалы, естественно нет. Весь диапазон - 40 щелчков.
Во внешнем виде вилки не понравились следующие вещи: во-первых,
цвет анодирования ног вилки вызывает неприятные ассоциации - слишком
уж темные. Во-вторых, надписи на наклейках цвета алюминиевой фольги
выглядят немного старомодно. (для вилки высшей ценовой категории
можно было бы придумать оформление и похитрее). Впрочем, за год
использования ни намека на их отклеивание нету. А на остальное мы
плевали с подвесного моста.
В бою вилка показала себя далеко не сразу. Дело в том, что я был
введен в заблуждение инструкцией по настройке, размещенной на сайте
Марзоччи. Настраивать вилку согласно этой инструкции и оставаться
довольными ее работой могут только ярые аскеты и йоги. Ни к первым,
ни ко вторым я не отношусь, поэтому я начал постепенно снижать давление
воздуха в вилке. Между прочим, при определенной сноровке это можно
делать даже на ходу, благо клапана расположены на короне, в отличие
от некоторых других вилок.
Накачивая (согласно инструкции) вилку до 35-40 psi, я первое время
недоумевал, наблюдая ее деревянное поведение - вилка была явно перекачана.
Но даже и при этом давлении я имел возможность познакомиться с ее
работой: на втором этапе Modin Cup трасса имела некоторое количество
колбасных спусков, где причудливо чередовались мелкая стиральная
доска, песочек и крупные ямы неизвестного происхождения, по размерам
сопоставимые с колесом. На таких спусках перекачанная вилка успешно
передавала на руль и мои руки все удары, но как только меня вынесло
на серию ям покрупнее и поглубже, вила неожиданно для меня резко
пробудилась к жизни и радостно съела препятствия такого размера,
что для некоторых других гонцов они стали фатальными.
После этого случая мне стало ясно, что я что-то делаю не так. Позже
опытным путем я установил, что Z-2 начинает нормально работать при
давлении 23-25 psi при моем весе около 70 кг. Именно тогда вилка
начала работать живо, четко и быстро. При этом она действительно
самоблокируется на прямых ровных участках, очень слабо раскачивается
на подъемах, но четко отрабатывает неровности трассы, сохраняя контакт
переднего колеса с грунтом. Вкупе с превосходной торсионной устойчивостью
все это дает полный контроль над байком. Полный ход вилки составляет
80 мм. Из них первые 45-50 мм амортизация у вилки линейная, а вот
дальше наблюдается ярко выраженная прогрессивность. В сумме этого
достаточно и для и комфортной езды, и для каких то экстренных случаев
типа наезда на пень, невидимый в высокой траве, причем без риска
пробить вилку. Учитывая, что она досталась мне за 45% своей стоимости,
я считаю, что это мое самое удачное приобретение 2003 года.
Для гонок ХС и тренировок рекомендую.
Carcass
29 октября 2003 г.
|