Рама Santa Cruz Blur
История появления у меня этой рамы необычна, а покупка не была
запланированным событием. Все началось с поломки прежнего агрегата
- TREK VRX400. Потянулось время гарантийной замены, грозящей испортить
весь сезон. Видя такое развитие ситуации, стал искать замену - раму
с геометрией XC, ходом подвески за 100 мм и увеличенной прочностью.
При этом хотелось сохранить прежнюю навеску и колеса, которые рассчитаны
на ободные тормоза.
И вот однажды, проходя на выставке мимо стенда Велоимперии, увидел там
подборку рам Santa Cruz. Остановился, надо сказать, лишь из интереса,
так как был уверен, что цена таких изделий будет лежать в заоблачных
высотах, а предыдущая информация о модели Blur давала представление
о ней, исключительно как об XC-изделии. Мне же нужен был агрегат
для эндуро или что-то близкое.
Все изменилось, как только рама оказалась в моих руках - какая
легкая и никаких компромиссов в конструкции, все проблемные места
грамотно усилены или изготовлены из кованого алюминия. Достаточно
толстая подседельная труба на 30.8 мм дала дополнительную уверенность,
что байк рассчитан на достаточно жесткую эксплуатацию. А после того,
как узнал цену и ход, составляющий 115 мм, понял, что надо брать!
Отмечу, что принятие решения не стало той мучительной процедурой,
как это бывает, если берешь 'темную лошадку'. Достаточно было взглянуть
на раму и повертеть ее в руках, чтобы понять - она стоит своих денег,
один амортизатор на несколько сотен потянет. Осталось только подобрать
размер и купить недостающую для нее навеску. К выбору ростовки подошел
нетрадиционно - взял геометрические размеры моей предыдущей рамы
и приложил к новой. Получилось, что мне требуется рама с размером
в 21 сантакрузовский дюйм - прилично. Такую и выбрал, хотя предыдущая
была 18 трековских дюймов. Байк собрал без каких-либо проблем, его
вес составил всего 12 кг, а центр тяжести сдвинулся вперед из-за
вилки Psylo.
Теперь, собственно, об испытаниях и результатах... Самое интересное
в этой раме - конструкция подвески. Жесткий задний треугольник подвешен
к раме на двух линках. Эти самые линки и обеспечивают ту хитроумную
траекторию, которая делает раму уникальной. Все соединения в подвеске
выполнены на закрытых подшипниках, так что работает она очень плавно,
а чувствительность просто отличная, хотя, тут свою роль играет еще
амортизатор FOX Float. При наезде на препятствие, колесо уходит
вверх и немного назад. В первых поездках пробовал определить, как
будет вести себя подвеска при педалировании. Выбрал более-менее
ровную дорогу и начал вкручивать с большой передней звездой. Подвеска
работала, но как-то странно - ее колебания не соответствовали ритму
движений. Когда перебрался на более ровный участок, то все понял
- она обрабатывала мелкие пологие неровности, а на гладком асфальте
практически не работала. Ее движения заметны лишь при настойчивом
педалировании в режиме 'топтания'. Тот же результат дает педалирование
стоя, хотя амплитуда совсем не велика и не создает ощущения потери
сил, как случается на однорычажных системах. Главное, что при круговом
вращении, срабатываний подвески практически нет, во всяком случае,
обнаружить это не удалось. Итого, первый вывод - рама отлично ведет
себя при активном педалировании, можно крутить стоя, но лучший результат
дают контактные педали.
Подвеска работает отлично и этим все сказано. Правда, при ее работе
возникают странные ощущения. Нет, рывков на педалях не замечал,
просто необъяснимое и необычное ощущение возникало при больших ходах.
Заодно можно сказать несколько слов и об амортизаторе FOX Float
R AVA. Его характеристика в данной раме обладает выраженной прогрессией.
В результате, подвеска очень активно работает на мелких препятствиях,
но ее хода будет достаточно и на небольших дропах. Так поехав первый
раз кататься на новом байке, я выехал на дорожку покрытую остатками
разбитого асфальта. Мой прежний байк не мог обеспечить комфорт на
таком покрытии - масса мелких препятствий с острыми краями затрудняла
работу подвески на обычной втулке и с большой неподресоренной массой.
В результате, я старался ехать рядом по узенькой земляной полоске.
Так началась поездка и в этот раз, пока мне не пришлось по необходимости
проехать несколько метров по разбитому участку. Самое удивительное,
что я практически не почувствовал разницы - задняя подвеска работала
аналогично передней Psylo SL. Пробовал и тормозить на склоне - колесо
не норовило подпрыгивать на корнях, что говорит о сохранении способности
подвески к амортизации.
Теперь несколько слов о жесткости. Как я уже писал, рама грамотно
усилена. Это выражается не в нагромождении косынок, накладок и труб
от магистральных газопроводов, а в сочетании небольших накладок
и врезке кованых элементов в местах наибольшей нагрузки. Кареточный
узел, например, полностью отфрезерован и совмещает в себе подвес
для заднего треугольника. Линки также полностью фрезерованы и сделаны
из одного куска кованого алюминия. Причем, и лишнего металла в них
не найти. О сварных швах надо сказать отдельно - все они выполнены
очень качественно, а их количество определяется лишь необходимостью.
Нет ни одного лишнего соединения. Пробовал прикладывать к байку
перекашивающую нагрузку - вставал всем весом на одну педаль. При
этом наблюдались самые незначительные изменения в геометрии. Недавно
пробовал сделать тоже самое с недорогим двухподвесом для фрирайда.
Там перекос был значительно больше при несопоставимом весе.
Отрицательные стороны данной рамы тоже имеют место. Это, в первую
очередь, подверженность загрязнению - вся грязь с заднего колеса
летит прямо на нижний линк и там собирается. Пока не ясно, грозит
ли это какими-либо последствиями. Тоже самое можно сказать и о странной
конструкции петуха - он составляет одно целое с проушиной оси колеса
и привинчен к перьям болтами. Надеюсь, что это решение было многократно
испытано.
Итог испытаний - рама подходит для легкого эндуро и кросскантри.
Основные плюсы: малый вес и отличная работа подвески. Минусы: подверженность
загрязнению нижнего линка и задевание грязи, скопившейся на заднем
колесе, за перья треугольника.
P.S. Сейчас могу с полной уверенностью подтвердить верность выводов,
попавших в ревю. Рама реально сохраняет энергию и практически не
вызывает раскачку. Совсем небольшая раскачка бывает лишь при работе
на большой ведущей звезде. Когда вкатываю в крутые горы на средней
ведущей, а такая ситуация наиболее типичная, раскачки нет вообще,
хотя подвеска обрабатывает неровности очень мягко. Таким образом,
хоть я и потерял немного форму за время вынужденного простоя, сейчас
это и не ощущаю - влетаю во все подъемы шутя. И подвеска реально
оттягивается назад при проседании - прикольно.
Павел Виноградов
22 июля 2003 г.
|