|  
             Втулки SRAM 9.0SL 
            Эти красивые штучки уже давно привлекали и радовали мой взгляд. 
              Друзья показывали на стенд SRAM в “Веломире” и говорили: попробуй, 
              покрути, посмотри как шоколадно скользит! И мне нравилось… Тем временем 
              потихоньку подходил к концу век, отпущенный моим колесам и понемногу 
              я приходил к осознанию того неприятного факта, что надо выкладывать 
              $ на новые колесики. А учитывая тот факт, что на дешевку размениваться 
              не хотелось, я готовился выложить не просто $, а $$$$$. Выбор ободов, 
              покрышек, спиц - это долгая эпопея, и здесь - не о ней. Естественно, 
              что думалось, спорилось и обсуждалось и о втулках.  
            Итак, варианты были такие. Chris King был отметен сразу (я не миллионер), 
              так же как и DT Hugi; Hope… о Hope я думал, но я не планировал ставить 
              дисковые тормоза, поэтому не хотелось таскать на себе лишнюю железку 
              - адаптер для диска. Думал я и о DT Onyx. Еще как вариант были втулки 
              XTR, причем была маза купить готовые, юзаные колеса у кого-то из 
              обитателей Велозоны. Однако он не хотел ни на йоту торговаться, 
              и в результате (принимая во внимание стоимость втулок XTR в “Веломире”) 
              мой выбор пал на втулки фирмы SRAM. В дополнение ко всему, хотелось 
              увидеть, как ведут себя втулки на промышленных подшипниках (до этого 
              у меня и всей нашей компании втулки были только обычные, насыпные). 
            Вообще, компания SRAM выпускала следующие модели втулок: 3.0, 5.0, 
              7.0, 9.0 и 9.0SL. При этом SRAM 9.0SL отличались от просто 9.0 лишь 
              тем, что имели алюминиевые (а не стальные) оси, дамодные раскраски 
              - белый, синий, красный. Заявленная производителем масса втулок 
              (без эксцентриков) - передней 150 г, задней 380 г. По данным независимых 
              измерений - соответственно 174 и 373 г. Выпускались версии под 
              32 и 36 дыр. Кстати, к втулкам вроде бы должны были прилагаться 
              эксцентрики, но к моим - не прилагались)). Так что я купил эксцентрики 
              Ringle )). 
            Надо сказать, что к этому времени компания SRAM уже прекратила 
              выпуск втулок, сконцентрировавшись на деталях ходовой и тормозах. 
              Это, конечно, наводило на определенные мысли, но совсем чуть-чуть. 
              Так что те втулки, что еще были в магазинах Москвы, были остатками 
              (а оставались они в “Веломире” и в “Гравити-спорт”). SRAM уже убрала 
              все упоминания о втулках со своего сайта. При этом нигде уже не 
              было втулок SRAM 9.0, лежали только SRAM 9.0SL. Надо было торопиться, 
              и пара великолепных (внешне) ярко-алых втулок марки SRAM 9.0SL стала 
              моей за $113 в “Гравити-спорте”. Впрочем, на ощупь вертелись они 
              так же превосходно, как и выглядели, механизм трещотки работал практически 
              бесшумно, в общем, ничто не предвещало беды ;-)). 
            Колеса я собирал на Беговой, у всем известных Димок, и к качеству 
              сборки и последовавшей протяжке претензий нет. К слову, я использовал 
              обода Mavic 517 и спицы DT Revolution 2.0-1.5-2.0. Колеса получились 
              отменные. В первый же вечер я оценил, насколько повышают катимость 
              байка хорошие втулки, легкие и жесткие спицы и обода. Байк вел себя 
              по другому, быстрее набирал скорость, просто летел. Если поставить 
              велосипед вверх ногами и крутануть колесо (как заднее, так и переднее), 
              оно вертелось так долго, как я никогда не видел у шимановских насыпных 
              втулок - что говорит о весьма малом трении в подшипниках. Я был 
              в восторге. Что касается ухода за втулками - особого ухода закрытые 
              подшипники не требуют. Я только нанез чуть консистентной смазки 
              на краешки резиновых пыльников - чтоб лучше крутились и больше влаги 
              и грязи задерживали. Кстати, в результате с этой функцией они справляются 
              прекрасно. 
            Так безоблачно все продолжалось примерно месяц, и в середине апреля 
              я принял участие в Кубке Велоэкстрима по кросскантри - он проходил 
              в Орехово и трасса, которая была достаточно жесткой, была проложена 
              по горнолыжке (вообще, обычно я катаюсь кросскантри; максимальные 
              прыжки, что я себе позволяю - это с бортиков высотой сантиметров 
              30). На следующий день, отмывая байк, я понял, что с передней частью 
              байка что-то не то. Сначала я подумал, что люфтит рулевая, но с 
              ней все было ОК. “Вилка!” - с ужасом подумал я, тщательно исследовал 
              ее, но с ней (тьфу-тьфу-тьфу) тоже все было нормально. Оставалась 
              только втулка… Каково же было мое разочарование, когда, сняв пыльники 
              со втулки, я увидел, что люфтит подшипник в корпусе втулки. Мне 
              говорили, что втулки на закрытых промышленных подшипниках могут 
              иметь небольшой люфт, и это - в порядке вещей, но чтобы такой сильный! 
              Хотя, может, это нормально?? Самое печальное, что убрать этот люфт, 
              в отличие от насыпных подшипников, невозможно - разве что заменой 
              подшипников (но это только в том случае, если износился подшипник. 
              а если износился корпус втулки, куда вставляется подшипник??!!). 
              Я, в общем-то, сдуру, попробовал посильнее затянуть гайки, затягивающие 
              втулку. Только потом я понял, как я был неправ. В отличие от насыпных 
              втулок, где с каждой стороны стоит конус и гайка, контрящие друг 
              друга, во втулках SRAM 9.0SL просто с каждой стороны стоит по гайке, 
              упирающейся прямо в подшипник. Соответственно, я добился только 
              того, что втулка стала хуже крутиться. А чтобы открутить гайку обратно, 
              надо во что-то упереться, подшипник ведь - внутри втулки, за него 
              не ухватишься! Я попробовал ухватиться пассатижами за ось втулки, 
              но она оказалась выточенной из какого-то достаточно мягкого металла, 
              и пассатижи проскальзывали, оставляя глубокие борозды в металле… 
              Несмотря на все мои мучения, у меня теперь передняя втулка и крутится 
              не особо хорошо, да в придачу еще и чуть люфтит ;-((. Вы скажете 
              - а как же гарантия?! Так фишка в том, что гарантию в “Гравити-спорт” 
              мне как раз дали на месяц со дня продажи ;-).  
            Справедливости ради, надо сказать, что, несмотря на то, что я достаточно 
              активно эксплуатирую байк, за последние два месяца люфт в передней 
              втулке, кажется, не прогрессирует. Да, в принципе, колесо крутится, 
              на ходу люфт не заметен, он заметен, если только зажать на месте 
              передний тормоз и подергать байк вперед-назад. Сборка нового колеса?? 
              психологически я к этому не готов; переспицовка с новой втулкой?? 
              скорее всего, нужны будут новые спицы, а это - еще $60 на ветер. 
              Скорее всего, буду ездить так, пока совсем не убью колесо. 
            Недавно случился новый сюрприз. Судя по всему, люфт появился и 
              в задней втулке. Маленький, легкий, но люфт. Хотя, когда я вчера 
              чистил байк, то, сняв заднее колесо и тщательно проверив втулку, 
              люфта я уже не обнаружил… 
            Да, еще. Поначалу задняя втулка на свободном ходе работала практически 
              бесшумно, слышались лишь тихие-тихие щелчки, вернее, даже не щелчки, 
              а какие-то рывки;-)) (в барабане стоит какой-то особый механизм). 
              Но через пару-тройку месяцев (где-то 1000 км пробега) звук стал 
              обычным, слышимым треском, присущим шимановским втулкам. Механизм 
              эволюционирует ;-)). 
            В общем, сделать резюме касательно втулок фирмы SRAM достаточно 
              просто. Втулки эти, если вы где-то найдете их в магазинах (в “Веломире” 
              они, кажется, еще есть), покупать я не рекомендую. Может быть, они 
              пригодятся для легкого кросскантри - но только легкого. Скорее для 
              катания по дорожкам в парке ;-). Хотя с другой стороны, может быть, 
              эти выводы скоропалительны. Вероятно, что мне попросту достался 
              негодный экземпляр. Но, с другой стороны, не зря ведь компания SRAM 
              отказалась от производства этих втулок, может поняли, что ничего 
              у них не вышло ;-)). 
            24 июня 2002 г. 
             
             Некоторое время назад я наконец-то заменил подшипники, стоявшие 
              в передней втулке "от рождения" (кстати, они были сделаны 
              достаточно некачественно, на пластмассовых пыльниках, закрывавших 
              шарики, были заметны заусенцы; надпись Made in Poland говорит о 
              многом). Прикипевшую гайку удалось снять, зажав ось в мощные тиски. 
              Вместо польских noname подшипников были установлены шведские подшипники 
              марки SKF (150 рублей за штуку). Пока - все ОК, к втулке вернулась 
              прежняя отличная работоспособность. Надеюсь, что SKF хватит надолго... 
            24 февраля 2003 г. 
             Итак, прошло еще почти два года. Втулками я 
              крайне доволен и менять их незачем (разве что соберусь ставить дисковые 
              тормоза). Подшипники SKF работают крайне надежно (тьфу-тьфу-тьфу) 
              и замены пока не требуют. Трещотка работает на ура. "Прокрутов" 
              не было ни разу - ни летом, ни зимой... 
            lite 
            17 января 2005 г. 
             |