redBike
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
Кубок Модина 1-й этап 02.05.2004


автор: xserr
 

 

 

 

ТЕСТЫ ВЕЛОКОМПОНЕНТОВ
 

Втулки SRAM 9.0SL

Эти красивые штучки уже давно привлекали и радовали мой взгляд. Друзья показывали на стенд SRAM в “Веломире” и говорили: попробуй, покрути, посмотри как шоколадно скользит! И мне нравилось… Тем временем потихоньку подходил к концу век, отпущенный моим колесам и понемногу я приходил к осознанию того неприятного факта, что надо выкладывать $ на новые колесики. А учитывая тот факт, что на дешевку размениваться не хотелось, я готовился выложить не просто $, а $$$$$. Выбор ободов, покрышек, спиц - это долгая эпопея, и здесь - не о ней. Естественно, что думалось, спорилось и обсуждалось и о втулках.

Итак, варианты были такие. Chris King был отметен сразу (я не миллионер), так же как и DT Hugi; Hope… о Hope я думал, но я не планировал ставить дисковые тормоза, поэтому не хотелось таскать на себе лишнюю железку - адаптер для диска. Думал я и о DT Onyx. Еще как вариант были втулки XTR, причем была маза купить готовые, юзаные колеса у кого-то из обитателей Велозоны. Однако он не хотел ни на йоту торговаться, и в результате (принимая во внимание стоимость втулок XTR в “Веломире”) мой выбор пал на втулки фирмы SRAM. В дополнение ко всему, хотелось увидеть, как ведут себя втулки на промышленных подшипниках (до этого у меня и всей нашей компании втулки были только обычные, насыпные).

Вообще, компания SRAM выпускала следующие модели втулок: 3.0, 5.0, 7.0, 9.0 и 9.0SL. При этом SRAM 9.0SL отличались от просто 9.0 лишь тем, что имели алюминиевые (а не стальные) оси, дамодные раскраски - белый, синий, красный. Заявленная производителем масса втулок (без эксцентриков) - передней 150 г, задней 380 г. По данным независимых измерений - соответственно 174 и 373 г. Выпускались версии под 32 и 36 дыр. Кстати, к втулкам вроде бы должны были прилагаться эксцентрики, но к моим - не прилагались)). Так что я купил эксцентрики Ringle )).

Надо сказать, что к этому времени компания SRAM уже прекратила выпуск втулок, сконцентрировавшись на деталях ходовой и тормозах. Это, конечно, наводило на определенные мысли, но совсем чуть-чуть. Так что те втулки, что еще были в магазинах Москвы, были остатками (а оставались они в “Веломире” и в “Гравити-спорт”). SRAM уже убрала все упоминания о втулках со своего сайта. При этом нигде уже не было втулок SRAM 9.0, лежали только SRAM 9.0SL. Надо было торопиться, и пара великолепных (внешне) ярко-алых втулок марки SRAM 9.0SL стала моей за $113 в “Гравити-спорте”. Впрочем, на ощупь вертелись они так же превосходно, как и выглядели, механизм трещотки работал практически бесшумно, в общем, ничто не предвещало беды ;-)).

Колеса я собирал на Беговой, у всем известных Димок, и к качеству сборки и последовавшей протяжке претензий нет. К слову, я использовал обода Mavic 517 и спицы DT Revolution 2.0-1.5-2.0. Колеса получились отменные. В первый же вечер я оценил, насколько повышают катимость байка хорошие втулки, легкие и жесткие спицы и обода. Байк вел себя по другому, быстрее набирал скорость, просто летел. Если поставить велосипед вверх ногами и крутануть колесо (как заднее, так и переднее), оно вертелось так долго, как я никогда не видел у шимановских насыпных втулок - что говорит о весьма малом трении в подшипниках. Я был в восторге. Что касается ухода за втулками - особого ухода закрытые подшипники не требуют. Я только нанез чуть консистентной смазки на краешки резиновых пыльников - чтоб лучше крутились и больше влаги и грязи задерживали. Кстати, в результате с этой функцией они справляются прекрасно.

Так безоблачно все продолжалось примерно месяц, и в середине апреля я принял участие в Кубке Велоэкстрима по кросскантри - он проходил в Орехово и трасса, которая была достаточно жесткой, была проложена по горнолыжке (вообще, обычно я катаюсь кросскантри; максимальные прыжки, что я себе позволяю - это с бортиков высотой сантиметров 30). На следующий день, отмывая байк, я понял, что с передней частью байка что-то не то. Сначала я подумал, что люфтит рулевая, но с ней все было ОК. “Вилка!” - с ужасом подумал я, тщательно исследовал ее, но с ней (тьфу-тьфу-тьфу) тоже все было нормально. Оставалась только втулка… Каково же было мое разочарование, когда, сняв пыльники со втулки, я увидел, что люфтит подшипник в корпусе втулки. Мне говорили, что втулки на закрытых промышленных подшипниках могут иметь небольшой люфт, и это - в порядке вещей, но чтобы такой сильный! Хотя, может, это нормально?? Самое печальное, что убрать этот люфт, в отличие от насыпных подшипников, невозможно - разве что заменой подшипников (но это только в том случае, если износился подшипник. а если износился корпус втулки, куда вставляется подшипник??!!). Я, в общем-то, сдуру, попробовал посильнее затянуть гайки, затягивающие втулку. Только потом я понял, как я был неправ. В отличие от насыпных втулок, где с каждой стороны стоит конус и гайка, контрящие друг друга, во втулках SRAM 9.0SL просто с каждой стороны стоит по гайке, упирающейся прямо в подшипник. Соответственно, я добился только того, что втулка стала хуже крутиться. А чтобы открутить гайку обратно, надо во что-то упереться, подшипник ведь - внутри втулки, за него не ухватишься! Я попробовал ухватиться пассатижами за ось втулки, но она оказалась выточенной из какого-то достаточно мягкого металла, и пассатижи проскальзывали, оставляя глубокие борозды в металле… Несмотря на все мои мучения, у меня теперь передняя втулка и крутится не особо хорошо, да в придачу еще и чуть люфтит ;-((. Вы скажете - а как же гарантия?! Так фишка в том, что гарантию в “Гравити-спорт” мне как раз дали на месяц со дня продажи ;-).

Справедливости ради, надо сказать, что, несмотря на то, что я достаточно активно эксплуатирую байк, за последние два месяца люфт в передней втулке, кажется, не прогрессирует. Да, в принципе, колесо крутится, на ходу люфт не заметен, он заметен, если только зажать на месте передний тормоз и подергать байк вперед-назад. Сборка нового колеса?? психологически я к этому не готов; переспицовка с новой втулкой?? скорее всего, нужны будут новые спицы, а это - еще $60 на ветер. Скорее всего, буду ездить так, пока совсем не убью колесо.

Недавно случился новый сюрприз. Судя по всему, люфт появился и в задней втулке. Маленький, легкий, но люфт. Хотя, когда я вчера чистил байк, то, сняв заднее колесо и тщательно проверив втулку, люфта я уже не обнаружил…

Да, еще. Поначалу задняя втулка на свободном ходе работала практически бесшумно, слышались лишь тихие-тихие щелчки, вернее, даже не щелчки, а какие-то рывки;-)) (в барабане стоит какой-то особый механизм). Но через пару-тройку месяцев (где-то 1000 км пробега) звук стал обычным, слышимым треском, присущим шимановским втулкам. Механизм эволюционирует ;-)).

В общем, сделать резюме касательно втулок фирмы SRAM достаточно просто. Втулки эти, если вы где-то найдете их в магазинах (в “Веломире” они, кажется, еще есть), покупать я не рекомендую. Может быть, они пригодятся для легкого кросскантри - но только легкого. Скорее для катания по дорожкам в парке ;-). Хотя с другой стороны, может быть, эти выводы скоропалительны. Вероятно, что мне попросту достался негодный экземпляр. Но, с другой стороны, не зря ведь компания SRAM отказалась от производства этих втулок, может поняли, что ничего у них не вышло ;-)).

24 июня 2002 г.

• Некоторое время назад я наконец-то заменил подшипники, стоявшие в передней втулке "от рождения" (кстати, они были сделаны достаточно некачественно, на пластмассовых пыльниках, закрывавших шарики, были заметны заусенцы; надпись Made in Poland говорит о многом). Прикипевшую гайку удалось снять, зажав ось в мощные тиски. Вместо польских noname подшипников были установлены шведские подшипники марки SKF (150 рублей за штуку). Пока - все ОК, к втулке вернулась прежняя отличная работоспособность. Надеюсь, что SKF хватит надолго...

24 февраля 2003 г.

• Итак, прошло еще почти два года. Втулками я крайне доволен и менять их незачем (разве что соберусь ставить дисковые тормоза). Подшипники SKF работают крайне надежно (тьфу-тьфу-тьфу) и замены пока не требуют. Трещотка работает на ура. "Прокрутов" не было ни разу - ни летом, ни зимой...

lite

17 января 2005 г.

(c) redBike

 
Сервисная инструкция по установке оборудования SRAM (PDF).
 
фото: Д.Яковлев