Втулки SRAM 9.0SL
Эти красивые штучки уже давно привлекали и радовали мой взгляд.
Друзья показывали на стенд SRAM в “Веломире” и говорили: попробуй,
покрути, посмотри как шоколадно скользит! И мне нравилось… Тем временем
потихоньку подходил к концу век, отпущенный моим колесам и понемногу
я приходил к осознанию того неприятного факта, что надо выкладывать
$ на новые колесики. А учитывая тот факт, что на дешевку размениваться
не хотелось, я готовился выложить не просто $, а $$$$$. Выбор ободов,
покрышек, спиц - это долгая эпопея, и здесь - не о ней. Естественно,
что думалось, спорилось и обсуждалось и о втулках.
Итак, варианты были такие. Chris King был отметен сразу (я не миллионер),
так же как и DT Hugi; Hope… о Hope я думал, но я не планировал ставить
дисковые тормоза, поэтому не хотелось таскать на себе лишнюю железку
- адаптер для диска. Думал я и о DT Onyx. Еще как вариант были втулки
XTR, причем была маза купить готовые, юзаные колеса у кого-то из
обитателей Велозоны. Однако он не хотел ни на йоту торговаться,
и в результате (принимая во внимание стоимость втулок XTR в “Веломире”)
мой выбор пал на втулки фирмы SRAM. В дополнение ко всему, хотелось
увидеть, как ведут себя втулки на промышленных подшипниках (до этого
у меня и всей нашей компании втулки были только обычные, насыпные).
Вообще, компания SRAM выпускала следующие модели втулок: 3.0, 5.0,
7.0, 9.0 и 9.0SL. При этом SRAM 9.0SL отличались от просто 9.0 лишь
тем, что имели алюминиевые (а не стальные) оси, дамодные раскраски
- белый, синий, красный. Заявленная производителем масса втулок
(без эксцентриков) - передней 150 г, задней 380 г. По данным независимых
измерений - соответственно 174 и 373 г. Выпускались версии под
32 и 36 дыр. Кстати, к втулкам вроде бы должны были прилагаться
эксцентрики, но к моим - не прилагались)). Так что я купил эксцентрики
Ringle )).
Надо сказать, что к этому времени компания SRAM уже прекратила
выпуск втулок, сконцентрировавшись на деталях ходовой и тормозах.
Это, конечно, наводило на определенные мысли, но совсем чуть-чуть.
Так что те втулки, что еще были в магазинах Москвы, были остатками
(а оставались они в “Веломире” и в “Гравити-спорт”). SRAM уже убрала
все упоминания о втулках со своего сайта. При этом нигде уже не
было втулок SRAM 9.0, лежали только SRAM 9.0SL. Надо было торопиться,
и пара великолепных (внешне) ярко-алых втулок марки SRAM 9.0SL стала
моей за $113 в “Гравити-спорте”. Впрочем, на ощупь вертелись они
так же превосходно, как и выглядели, механизм трещотки работал практически
бесшумно, в общем, ничто не предвещало беды ;-)).
Колеса я собирал на Беговой, у всем известных Димок, и к качеству
сборки и последовавшей протяжке претензий нет. К слову, я использовал
обода Mavic 517 и спицы DT Revolution 2.0-1.5-2.0. Колеса получились
отменные. В первый же вечер я оценил, насколько повышают катимость
байка хорошие втулки, легкие и жесткие спицы и обода. Байк вел себя
по другому, быстрее набирал скорость, просто летел. Если поставить
велосипед вверх ногами и крутануть колесо (как заднее, так и переднее),
оно вертелось так долго, как я никогда не видел у шимановских насыпных
втулок - что говорит о весьма малом трении в подшипниках. Я был
в восторге. Что касается ухода за втулками - особого ухода закрытые
подшипники не требуют. Я только нанез чуть консистентной смазки
на краешки резиновых пыльников - чтоб лучше крутились и больше влаги
и грязи задерживали. Кстати, в результате с этой функцией они справляются
прекрасно.
Так безоблачно все продолжалось примерно месяц, и в середине апреля
я принял участие в Кубке Велоэкстрима по кросскантри - он проходил
в Орехово и трасса, которая была достаточно жесткой, была проложена
по горнолыжке (вообще, обычно я катаюсь кросскантри; максимальные
прыжки, что я себе позволяю - это с бортиков высотой сантиметров
30). На следующий день, отмывая байк, я понял, что с передней частью
байка что-то не то. Сначала я подумал, что люфтит рулевая, но с
ней все было ОК. “Вилка!” - с ужасом подумал я, тщательно исследовал
ее, но с ней (тьфу-тьфу-тьфу) тоже все было нормально. Оставалась
только втулка… Каково же было мое разочарование, когда, сняв пыльники
со втулки, я увидел, что люфтит подшипник в корпусе втулки. Мне
говорили, что втулки на закрытых промышленных подшипниках могут
иметь небольшой люфт, и это - в порядке вещей, но чтобы такой сильный!
Хотя, может, это нормально?? Самое печальное, что убрать этот люфт,
в отличие от насыпных подшипников, невозможно - разве что заменой
подшипников (но это только в том случае, если износился подшипник.
а если износился корпус втулки, куда вставляется подшипник??!!).
Я, в общем-то, сдуру, попробовал посильнее затянуть гайки, затягивающие
втулку. Только потом я понял, как я был неправ. В отличие от насыпных
втулок, где с каждой стороны стоит конус и гайка, контрящие друг
друга, во втулках SRAM 9.0SL просто с каждой стороны стоит по гайке,
упирающейся прямо в подшипник. Соответственно, я добился только
того, что втулка стала хуже крутиться. А чтобы открутить гайку обратно,
надо во что-то упереться, подшипник ведь - внутри втулки, за него
не ухватишься! Я попробовал ухватиться пассатижами за ось втулки,
но она оказалась выточенной из какого-то достаточно мягкого металла,
и пассатижи проскальзывали, оставляя глубокие борозды в металле…
Несмотря на все мои мучения, у меня теперь передняя втулка и крутится
не особо хорошо, да в придачу еще и чуть люфтит ;-((. Вы скажете
- а как же гарантия?! Так фишка в том, что гарантию в “Гравити-спорт”
мне как раз дали на месяц со дня продажи ;-).
Справедливости ради, надо сказать, что, несмотря на то, что я достаточно
активно эксплуатирую байк, за последние два месяца люфт в передней
втулке, кажется, не прогрессирует. Да, в принципе, колесо крутится,
на ходу люфт не заметен, он заметен, если только зажать на месте
передний тормоз и подергать байк вперед-назад. Сборка нового колеса??
психологически я к этому не готов; переспицовка с новой втулкой??
скорее всего, нужны будут новые спицы, а это - еще $60 на ветер.
Скорее всего, буду ездить так, пока совсем не убью колесо.
Недавно случился новый сюрприз. Судя по всему, люфт появился и
в задней втулке. Маленький, легкий, но люфт. Хотя, когда я вчера
чистил байк, то, сняв заднее колесо и тщательно проверив втулку,
люфта я уже не обнаружил…
Да, еще. Поначалу задняя втулка на свободном ходе работала практически
бесшумно, слышались лишь тихие-тихие щелчки, вернее, даже не щелчки,
а какие-то рывки;-)) (в барабане стоит какой-то особый механизм).
Но через пару-тройку месяцев (где-то 1000 км пробега) звук стал
обычным, слышимым треском, присущим шимановским втулкам. Механизм
эволюционирует ;-)).
В общем, сделать резюме касательно втулок фирмы SRAM достаточно
просто. Втулки эти, если вы где-то найдете их в магазинах (в “Веломире”
они, кажется, еще есть), покупать я не рекомендую. Может быть, они
пригодятся для легкого кросскантри - но только легкого. Скорее для
катания по дорожкам в парке ;-). Хотя с другой стороны, может быть,
эти выводы скоропалительны. Вероятно, что мне попросту достался
негодный экземпляр. Но, с другой стороны, не зря ведь компания SRAM
отказалась от производства этих втулок, может поняли, что ничего
у них не вышло ;-)).
24 июня 2002 г.
Некоторое время назад я наконец-то заменил подшипники, стоявшие
в передней втулке "от рождения" (кстати, они были сделаны
достаточно некачественно, на пластмассовых пыльниках, закрывавших
шарики, были заметны заусенцы; надпись Made in Poland говорит о
многом). Прикипевшую гайку удалось снять, зажав ось в мощные тиски.
Вместо польских noname подшипников были установлены шведские подшипники
марки SKF (150 рублей за штуку). Пока - все ОК, к втулке вернулась
прежняя отличная работоспособность. Надеюсь, что SKF хватит надолго...
24 февраля 2003 г.
Итак, прошло еще почти два года. Втулками я
крайне доволен и менять их незачем (разве что соберусь ставить дисковые
тормоза). Подшипники SKF работают крайне надежно (тьфу-тьфу-тьфу)
и замены пока не требуют. Трещотка работает на ура. "Прокрутов"
не было ни разу - ни летом, ни зимой...
lite
17 января 2005 г.
|