redBike
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
redBike cup 2009 (этап 2) 16.08.2009


автор: Nancy (foto by Masha Chebunina)
 

 

 

 

ТЕСТЫ ВЕЛОКОМПОНЕНТОВ
 

Контактные педали Crank Brothers Eggbeater C

Глупо пытаться отрицать, что стандартом контактных педалей для MTB де-факто является продукция Shimano с их патентованной системой SPD (Shimano Pedaling Dynamics, если мне не изменяет память). Всем хороши педали SPD - дешевы, надежны, повсеместно распространены. Однако есть у них одно но, которое не дает покоя всяким эстетствующим байкерам: SPD - это ширпотреб. А чтобы было больше оснований скептически морщить нос, в продукции Shimano найден просто вопиющий недостаток: контактные педали с логотипом SPD и надписью с большой буквы S отвратительно работают в грязи. Причем плохо работают даже педали серии 520/540/959, что уж тут говорить о бюджетных 505/515 и контактных платформах на их основе.

Правда, ужасный недостаток? Тем более он страшен, если учесть маленькую деталь: значительно большую часть времени байкеры ездят вдали от грязи и даже в отсутствие дождя.

Оправдание красоты
Собирая свой кастом, я немало думал о внешнем виде байка. Мне, эстетствующему матрацу-гонцу, очень уж импонирует, когда на мой байк смотрят и говорят "Ах, вы только посмотрите, ну что за прелесть! А что это за штучка?". Кроме того, хотелось бы сделать байк полегче на 40…50 г. Поэтому я выбрал не Shimano.

А если серьезно, то выбор Eggbeater был обусловлен, прежде всего, именно эффектной внешностью этих педалей. Не просто так эта модель попала в Музей дизайна где-то там в далекой Калифорнии. Тот факт, что фирма Crank Brothers также основана в этом штате, оставим за бортом.

Как работает
Eggbeater, если кто не знает, означает "яйцебойка". Или, более изящно, "венчик для взбивания яиц". Собственно, своим названием педали обязаны внешнему виду, который действительно перекликается с насадками-взбивалками для кухонного миксера.

Вся прелесть (и одновременно недостаток, но об этом позже) устройства "яйцебоек" в том, что они, как и все гениальное, чрезвычайно просты в принципе своего действия. Подпружиненная четырехсторонняя рамка состоит из двух подвижных рамок и двух - неподвижных. Благодаря витой пружине прямо на оси педали подвижная часть может двигаться. Симметричный бронзовый шип педали во время встегивания "продавливает" рамку, которая на нем и защелкивается. Освобождение шипа - еще проще. При поворачивании ступни шип раздвигает рамки и освобождается. В общем случае принцип действия Eggbeater ничем не отличается от работы любой другой контактной педали. Однако есть свои "но", которые и делают "яйцебойки" такими своеобразными конструкциями.

Во-первых, педаль абсолютно не регулируется по усилию высвобождения. Полный аналог конструкции Time, которая и работает, в общем-то, аналогично Crank Bros. Во-вторых, техническое изящество и простота реализации процесса освобождения шипа возможны исключительно при условии, что трение между шипом и сдавливающей его рамкой будет очень незначительным. Но в условиях грязи, влаги и прочих атрибутов маунтинбайка добиться этого можно было лишь одним путем: выполнить шип из достаточно скользкого материала. Я не знаю, сколько времени инженеры Crank Bros. думали над этим вопросом, но использовании в качестве материала шипа промышленной бронзы диктовалось всеми законами техники (кстати, шипы Time также выполнены из цветного металла, и это, вроде бы, тоже бронза, хотя быть может и латунь). В-третьих, "воздушная" конструкция педали с тонюсенькими рамками делает педаль практически нечувствительной к грязи. По опыту первой КК-гонки сезона, на которой мне удалось поучаствовать (на призы "Альпиндустрии" 24 апреля 2005 г.) могу сказать, что процесс выстегивания/встегивания у меня проходил на порядок легче, чем у большинства гонцов, использующих педали Shimano или им подобные SPD-системы (Wellgo, Ritchey). Наконец, даже начальная модель "яйцебоек" - Eggbeater C - весит совсем немного: 294 г против 350 г у топовых Shimano PD-M959. Более дорогие версии педалей Crank Brothers (SL, Ti, 2Ti и 3Ti) весят соответственно 266, 230, 218 и 185 г. Но стоят они просто безумных денег - особенно модель 3Ti, имеющая, кроме того, ограничение по весу райдера: не более 85 кг.

Плата за изящество
Преимущества конструкции Crank Brothers упомянуты выше. Это невысокий вес и отличная работа в грязи. Теперь посмотрим, чем мы жертвуем (кроме 100 долларов, отданных за это чудо) и что кладем на алтарь передовых техническо-дизайнерских решений.

В первую очередь, процесс встегивания. Здесь 50/50. Кто-то с первых минут привыкает к педалям и хвалит их за возможность встегивания с любой из четырех сторон (в отличии от двухсторонних Time и Shimano), а кто-то считает - и я среди них, - что процесс встегивания в "яйцебойки" имеет одну чрезвычайно заметную слабость: найти педаль ногой и быстро встегнуться гораздо сложнее, чем в любую из Shimano и, тем более, Time. Не добавляет удобства и прокручивающиеся рамки, несмотря на то, что их четырехсторонность должна, в общем-то, обеспечить просто реактивное встегивание. Ничего этого нет.

Причину я уже назвал - "нащупать" педаль под ногой значительно сложнее, чем Shimano или Time, которые обеспечивает сначала установку шипа между подпружиненными захватами. Достаточно лишь "шаркнуть" ногой вперед - и готово. Кстати, разрекламированная возможность аналогичного "шаркающего" встегивания с прокручиванием "венчика" - не более чем пиарский ход продавцов. На деле подобная методика либо не работает вообще, либо с пятого на десятое.

Второе, не менее важное. Сравнительная незащищенность механизма этих педалей по сравнению с броней Shimano и тактической неубиваемостью Time. Повредить достаточно хрупкие рамки "яйцебоек" значительно проще, что и было продемонстрировано мною на моем комплекте (см. ниже).

Третье. Легендарная уже надежность Eggbeater. Точнее, их ненадежность. Признаться, покупая педали, мне не хотелось верить людям, заявляющим, что это одноразовая конструкция. Тем не менее, это так: уже через 800 км пробега по сравнительно сухим условиям педали обнаружили явные следы износа. Это касается как собственно износа мягкого бронзового шипа, так и… Впрочем, об этом я тоже расскажу ниже.

Наконец, самое важное. Как и продукция многих других именитых фирм, педали Crank Bros. изготавливаются в Юго-восточной Азии. В частности, второй комплект моих Eggbeater C несет гордое клеймо Made in Taiwan. Первый же комплект, об опыте эксплуатации которого я напишу ниже, произведен неизвестно где, но я подозреваю, что недалеко от первого. Хорошо это или плохо - затрудняюсь ответить.

Опыт эксплуатации
Выше я уже достаточно расписался о конструкции и философии педалей, поэтому в этой главе буду краток и лаконичен.

Купленные в интернет-магазине www.speedgoat.com педали прошли около 800 км, после чего опрокинули меня на землю, внезапно расстегнувшись во время интенсивного вкручивания в гору. Причина - лопнувшая рамка и, как следствие, резкое освобождение шипа (фото 1). При детальном рассмотрения места поломки оказалось, что разрушение произошло по сварному шву встык, так как рамка, оказывается, не литая, а гнутая из штампованной полосы металла. В месте сварного шва была обнаружена коррозия (фото 2). Это означает, что трещина появилась не внезапно, а задолго до разрушения педали. Причина возникновения - неизвестна. Не исключаю, что ею стал удар педалью о камень - такие случае были, но я бы не назвал эти удары всесокрушающими. Во всяком случае, своими Shimano PD-M505 на двухподвесе я бился значительно сильнее. Попавшая в трещину влага окончательно ослабила сварной шов, и в один далеко не прекрасный момент шов не выдержал моего могучего педалирования. :)

Сразу же после поломки я сфотографировал повреждения и отослал фотографии в адрес центрального офиса Crank Brothers с объяснительным письмом. Через два дня сотрудник фирмы попросил у меня мой почтовый адрес, чтобы иметь возможность выслать запасную часть для моей педали. Вопрос технической экспертизы даже не стоял - повреждение было без слов признано гарантийным случаем.

Получив запчасть, я приятно удивился. Мне прислали не только саму рамку, но и дополнительно: 2 подшипника, 2 затяжные самоконтрящиеся гайки для крепления подшипника, 2 пластиковых заглушки, 2 стильные наклейки Crank Brothers, увы, не лучшего качества изготовления.

Я разобрал свои старые педали (на велосипеде тем временем уже стояли купленные по дешевке абсолютно "нулевые" Eggbeater C) и… в общем, если не ужаснулся, то опечалился. Причиной тому стала новая особенность этих педалей, которую, как и использование пластиковой втулки вместо второго подшипника, сложно назвать позитивной.

Дело в том, что в месте контакта пластиковой втулки с осью педали последняя покрыта тонким слоем (скорее всего, напыленным) золотистого металла. Судя по всему, это все та же промышленная бронза. Однако грязезащита втулки, несмотря на приличный, в общем-то, сальник, оказалась очень слаба. Всего лишь 800 км пробега вызвали попадание грязи в узел. Смешавшись со смазкой, эта дрянь вытерла добрую половину напыления. После очистки шпинделя пришлось заполировать участок, так как его тогдашнее состояние вызывало опасение за жизнь пластиковой втулки - подшипника скольжения. Отсюда вывод: "яйцебойки" нужно смазывать не реже чем раз в… скажем, 400…500 км. И не жадничать. Тем более, что поставляемая в комплекте с педалями заглушка/пресс-масленка позволяет достаточно просто "прокачивать" педали свежей пластической смазкой. Вторая педаль тоже оказалась с немного поврежденным напылением, но в значительно меньшей степени.

Износ шипа. Собственно, это основной аргумент Shimano-поклонников против продукции Crank Brothers. Так вот, здесь на удивление радужная картина. Сравнивая поезженный около 800 км шип с совершенно новым (как я уже говорил, у меня два комплекта педалей), я пришел к выводу, что износ не так и велик. Больше того говорит факт, что я не чувствую ни малейшего дискомфорта при педалировании - нога по-прежнему накрепко соединена с педалью в вертикальном направлении. А вот вращательная подвижность шипа Crank Brothers достаточно велика, это есть. При этом нет четкого ощущения "границы" допустимого вращения, как это реализовано в педалях Shimano (в большей степени) или Time. То есть выстегивание происходит несколько "пластлиново".

Собственно о выстегивании. Здесь нет слов - одни эмоции. Несмотря на замеченную выше "пластилиновость", сам процесс - просто великолепен. В любых условиях он прогнозируем, легок и просто экстатически приятен. Пересев на "крэнки", я забыл, что значит упасть, не успев выстегнуться. Более того, конструкция педали, оказывается, отлично срабатывает на освобождение даже тогда, когда ты суетливо сдергаешь ногу с педали, заваливаясь вместе с велосипедом. При этом самопроизвольного выстегивания на расколбасе мною замечено не было. Очень безопасные педали.

Выводы
Для себя я уже составил резюме по Eggbeater C. Выглядит оно где-то так:

Плюсы:
- великолепный дизайн
- отличная работа в грязи
- малый вес
- просто божественное выстегивание в любых условиях
- хорошая поддержка производителем

Минусы:
- достаточно высокая цена
- хрупкость конструкции при должной степени безумия райдера
- плохо защищенный от грязи подшипник скольжения
- не самое лучшее встегивание (спорно)
- повышенный износ подшипника и шипа (лечится приобретением ремкомплектов: 2 шипа - $20, подшипники качения и скольжения - $15)

Итого - довольно спорная итоговая картина, вы не находите? За 100 американских долларов я вполне могу приобрести модель PD-M540 от Shimano и еще останется на много запасных шипов. :) Наконец, за те же 100 долларов можно взять PD-M959 и забыть о них надолго.

Но это - именно прагматический подход. Я же прагматиком становлюсь только тогда, когда это не касается моего хобби. Будь я гонцом-профессионалом, накручивающим по паре тысяч километров за месяц - возможно, выбрал бы 959-тые. Но для моих нынешних целей мне вполне хватает "яйцебоек" со всеми их болячками и заморочками. Во-первых, я не променяю того ощущения божественного выстегивания, а во-вторых… Кхм. Красота требует жертв.

Norcoroman

17 июля 2005 г.

На конец сезона шипы моих крэнков торжественно прошли отметки 3000 км и, скорее всего, окончательно уже пришли в негодность. Нет, они по-прежнему работают, и работают хорошо, однако все чаще и чаще после встегивания я ощущаю нервирующий меня вертикальный люфт ноги относительно педали. Приходится выстегиваться и перевстегиваться заново - люфт таинственным образом исчезает. Визуально шипы тоже уже ой как прилично поездили и сносились. К состоянию собственно педалей - претензий нет. Главное - не забывать перекладывать на новую смазку.

Итого, ресурс шипов 3000 км, стоимость - 600 рублей. Получается 20 коп. за километр пробега. За среднюю покатушку - 10 рублей. Не сказать, что особенно дорого, но настораживает...

23 ноября 2005 г.

(c) redBike

 
Отзывы на mtbr.com (рейтинг 4.7 / 5 при 44 ревю)
Описание на сайте Crank Brothers
 
Фото 1
 
Фото 2
 
Фото 3
 
Фото 4