ВОЛОКОЛАМСК - ЯРОПОЛЕЦ - ЗАВИДОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК - ТЕРЯЕВО
- ЧИСМЕНА
(25-26 июля 2003 г.)
Эта поездка задумалась как-то спонтанно ;-)). Просто отпуск подходил
к концу, а мы осознали, что еще ни одного велопоходы мы не предприняли.
Палатка у нас уже была (к слову, палатка очень приличная, трехместная
Camp Norman III; попутно большое спасибо Игорю Модину за помощь
в ее приобретении), и мы решили отказаться от тактики ночевки в
населенных пунктах, которую использовали в предыдущих велопоездках
и заночевать в лесу.
Маршрут поездки родился сам собой, первоначально планы были поистине
наполеоновские - доехать на собаке до Волоколамска, оттуда ехать
на север - северо-восток до Иваньковского водохранилища, там заночевать,
а на следующий день спуститься к Истринскому водохранилищу и из
Новоиерусалимской на собаке опять же добраться до Красногорска.
Тем не менее, планам этим не суждено было сбыться…
В поездку отправились в пятницу, вдвоем, я (lite) и Сергей Жеребцов.
Больше никто не смог - все работали. Выезжать решили не слишком
рано, выбрали электричку до Волоколамска, отправляющуюся с
Красногорской в 9.41. Каково же было наше удивление, когда на станции
мы обнаружили, что электричка идет только до Румянцево! Выяснилось,
что я невнимательно смотрел расписание - до Волоколамска она идет
только по выходным. У нас в запасе оставлась только одна электричка,
в 10.40, идущая аж до Шаховской, и именно та, что на Красногорской
не останавливается (такая всего одна). Поэтом пришлось ехать на
другой собаке до Новоиерусалимской, там ждать полчаса и садиться
уже в нашу. Надо сказать, что сесть в ней уже было некуда - все
было забито помидорниками (а ведь это была всего лишь пятница!),
и наверное час мы ехали стоя.
По приезду в Волоколамск (а сам город - километрах в шести отличной
дороги от станции) решили перекусить. Попутно посмотрели центр города,
очень мило, на выезде нашли магазин, где и закупили перекус. Было
жарко, мы сидели в теньке и ехать почему-то никуда не хотелось ;-)))
Тем не менее мы пересилили себя
и отправились по шоссе в сторону Лотошино.
Километра через два свернули с него влево, в сторону села Ивановское.
Поднявшись в затяжной подъем, слева увидели впечатляющую усадьбу,
на территории которой разместился, судя по всему, либо санаторий,
либо психушка. Кстати, потом я уже разузнал, что это - усадьба Безобразовых,
18-20 в и включена в федеральный перечень памятников исторического
и культурного наследия.
В Ивановском мы наконец-то свернули с асфальта и двинули по живописной
полевой дороге в сторону села Михайловского. Оттуда мы планировали
добраться до Спасс-Помазкино, однако не тут то было: дорогу, указанную
на “километровке”, видимо, давно распахали, а после этого она успела
зарасти дикими травами. В результате пришлось продираться по совершенно
девственному лугу, а потом еще и перебираться через совершенно дремучий
овраг, где, кажется, нога человека не ступала вообще никогда! Мокрые
от пота, выдохшиеся (а ведь был самый солнцепек), мы уже прокляли
все, когда вдруг нашли какие-то зачатки дороги, которые в итоге
все же вывели нас к искомому селу.
Оттуда, пополнив запасы жидкости, отправились в сторону Яропольца.
Дорога пролегала через холмистое поле, засеянное цветущим желтым
рапсом. Зрелище какое-то психоделическое… Переехав речку Ламу по
мосту, расположились на отдых и перекус. Было грустновато - уже
достаточно много времени, а проехали всего ничего (((. Но, собравшись
с силами, тронулись в путь - ничего не поделаешь. Проехали Ярополец
(там увидели могилу какого-то гетмана, на которой лежали венки с
жовто-блакiтными
лентами). В Яропольце, кстати, расположена мини-ГЭС, одна из первых
в стране, но мы, увы, об этом не знали, и, соответственно, ее не
осмотрели (((. Еще там есть усадьбы Гончаровых и Чернышевых (мимо
второй из них, полуразрушенной, мы проезжали), а вообще впервые
этот населенный пункт упоминается в 1135 (!!!) году.
После была прекрасная дорога, где асфальт, а где приличный грунт,
деревни пролетали мимо одна за другой: Шилово, Мусино, Телегино
(там почему-то среди домов на огромном флагштоке развевался красный
флаг), Ивановское, Шубино.
Затем начался асфальтовый этап пути - другого пути на север, в
Завидово, как-то не виделось… Благо асфальт был очень неплохой,
ехалось по нему быстро и приятно. На развилке на Ошейково неожиданно
обнаружили надпись “Въезд запрещен, заповедная зона Завидово” и
пост ГАИ со шлагбаумом, впрочем на посту никого не было и все авто
беспрепятственно проезжали преграду. Ну и мы решили не заморачиваться
и рванули вперед. Кстати, о заповеднике ничто не напоминало, только
пару раз на дальнейшем пути отходили от главной дороги ответвления,
на которых стоял знак “кирпич”.
В общем, ехали дальше на север по шоссе, проезжали деревню за деревней
(Степаньково, Грибановское, Марково, Клусово) и уже начали беспокоиться,
так как нигде не было магазина, и даже просто палатки. На наше счастье,
в одной из деревень застали автолавку, где и закупились необходимым:
солнце уже стало садиться. Я начал сомневаться в том, что мы успеем
доехать до Иваньковского водохранилища до наступления темноты.
Попутно наскоро искупались в Ламе, стало намного свежее ехать.
Все же с погодой нам повезло и было жарко, ни намека на дождь. Так
мы доехали до села Максимово, где шоссе кончалось, дальше шла прекрасная
грунтовка вдоль петляющей Ламы. Вокруг - дикий лес, прекрасные луга
и просто очень красивые места. Мы уже готовились выехать на очередное
шоссе и вдруг дорогу нам преградило огромное упавшее дерево. За
ним виднелись какие-то постройки - судя по всему, лесничество (на
карте ничего такого не было). Въехали в лесничество уточнить дорогу
- и тут то все и началось.
Рабочий, с которым мы заговорили долго не мог понять, как мы вообще
сюда попали. Пошел какой-то развод на тему: “это заповедная зона,
сюда не только на велосипедах, но и вообще пешком нельзя, дальше
вы не проедете, это правительственный объект и т.п.”. Когда мы ему
сказали, что все равно собираемся двигаться вперед, он нас обрадовал,
сказав, что на всех дорогах посты, и нас в лучшем случае арестуют
и отправят в участок в Козлово. Короче, мы его решили не слушать
и двинулись дальше.
Выехали на ожидаемое шоссе: ба! такого мы увидеть не ожидали -
прекрасный асфальт шириной ровно в одну полосу, отличная разметка,
все знаки - и с той стороны, где мы надеялись увидеть мост через
Ламу, дорога упиралась в характерный высокий зеленый забор. Посовещавшись,
решили ехать вперед, через Зеленцино. Через лес шла отличная присыпанная
грунтовка (тоже неспроста), которая неожиданно уперлась в полянку,
на которой стояли какие-то странные бревенчатые сооружения. Вокруг
все было засыпано кукурузой и полно птичьих следов. Стало ясно,
что из-за частокола охотящиеся здесь “слуги народа” стреляют ни
в чем не повинную птицу - что это за охота, это скорее тир! Самое
интересное, что дорога здесь обрывалась, и куда было ехать дальше
- неясно ;-(((.
Устроили большое совещание и решили менять маршрут. Судя по всему,
до водохранилища мы бы по любому уже не доехали. Оставалось возвращаться
на юг и брать левее, на восток, в сторону Москвы. Как назло, судя
по карте, никаких надежных дорог в те края не было, одни дремучие
леса да болота. Ничего
не оставалось, кроме как возвращаться по шоссе до того самого места,
где мы на него въехали (Власово) и ехать еще южнее. С этими мыслями
мы и расположились на ночлег, прямо в "заповедном" лесу.
Немного боялись, что лесники увидят дым костра, но уже темнело,
а природе мы постарались никакого вреда не наносить. Рядом с нашей
палаткой проходила тропка, явно натоптанная зверьем, кабанами, видимо,
и это вызывало определенные опасения, но все обошлось. Сон был длинным
и спокойным (чего нельзя сказать о Сергее, который все таки изрядно
опасался диких зверей ;-)))).
На следующий день дорога шла гораздо веселее, хоть и в обратную
сторону. По дороге встретили байкера, который еще издали показался
нам не похожим на обычного колхозного велосипедиста: он делал банни-хоп.
Познакомились, оказалось что парня зовут Дима, он из Измайлово,
а в этой глуши - на даче. По его словам, прыгает на дертах на 12-й
Парковой, вот такая вот неожиданная встреча. Проехавшись вместе
километров 12 и сфотографировавшись на память, мы с ним расстались
и двинулись дальше.
В общем, по шоссе мы ехали на юг километров 25 до поселка Шишково,
откуда свернули по грунтовке налево, в сторону Хрулево - не хотелось
все время колесить по асфальту. Затем двинули на Бортники, а потом
выехали на вторую "бетонку" и по ней ломанулись в сторону
Теряево. Темп удавалось держать приличный, не снижая скорость ниже
30 км/ч; кстати, надо отметить, что в этой части Московской области
качество автодорог весьма на высоте. При подъезде к Теряево слева
открылась величественная панорама древнего Иосифо-Волоколамского
монастыря, долгое время бывшего важным форпостом на западных рубежах
Руси. В Теряево немного закупились едой и при выезде из села свернули
на автодорогу в сторону Чисмены.
Перекусили на обочине в поселке Новый и отправились на последний
рывок. Я сразу заметил, что дорога нам предстоит трудная: в районе
Теряево, судя по карте, высоты были в районе 160-170 м над уровнем
моря, а в районе Чисмены - уже 240-260 м. Учитывая, что дорога проходила
вдоль речки Большая Сестра, пересекая ее многочисленные притоки,
мы под ее конец были вые.аны полностью: спускаешься с горки на 30
метров, потом следует 40-метровый подъем, и так раз 15, т.е. дорога
все время в горку. Особенно запомнился такой спуск/подъем перед
Золево. Останавливаться не хотелось, поэтому мы подъехали к Чисмене
уже практически выбившись из сил. Наградой нам было холодное пиво
в электричке и сознание сделанного дела))). На спидометрах за два
дня осталось 160 километров.
lite
23 августа 2003 г.
|