Тренировки для чайников
Если вы решили называть свои выезды "покататься" тренировками,
начните с плана. Адекватное планирование тренировок не так просто,
как может показаться на первый взгляд, но другого пути нет.
Тренировки - суть приспособление организма к соревновательным нагрузкам.
Это сложный и в достаточной степени противоестественный процесс,
поэтому следите за своим самочувствием, приспосабливайте тренировки
к меняющимся условиям, накапливайте опыт. Если у вас есть знакомый
тренер, расспросите его, - пусть этим самым опытом делится.
Итак, планируем:
1. Время.
Как правило, времени на тренировки по будням нет. А по выходным
- гонки. Что делать? Послать все, что мешает, подальше. Всегда можно
найти час в день, - и это уже хорошо.
2. Отдых.
Без нормального отдыха никакой тренировочный план не работает. Это
очень важно понять - если вы не отдыхаете, вы не добьетесь нормальных
результатов. Поэтому планируйте неделю примерно так: воскресенье
- гонка, понедельник - отдых, со вторника по пятницу - тренировки,
суббота - отдых. Естественно, отдыхом может быть и покатушка на
пару часов, совсем не нужно лежать на диване. Просто не надо напрягаться.
Дальше, весь сезон тоже лучше планировать с несколькими неделями
отдыха. Типа: три недели тяжелых, одна - полегче. Иначе вы просто
не сможете выкладываться по полной тогда, когда потребуется.
3. Что делать.
Делать надо базовые и интервальные.
Базовые - это длительные, желательно больше двух часов, поездки
со средним темпом. Где-то в три четверти силы. (При таком темпе
вы еще вполне способны на ходу обсуждать с товарищем по тренировке
красоты проплывающего пейзажа). Важно не вкручивать со всей дури
на таких тренировках, они нужны для другого. Во-первых, для удовольствия.
Во-вторых, как "базовая подготовка" всего организма. В
третьих, во время таких тренировок можно поработать над техникой.
Интервальные (в моем детстве их называли "ускорения")
- это как раз когда надо крутить изо всех сил. И они как раз призваны
развить у вас способности, которые пригодятся на соревнованиях.
Спринты. Секунд 15 со всей дури, минуты две спокойно - до полного
восстановления. Важно действительно крутить со всей дури.
Скоростная выносливость. 1-2 минуты с очень высокой интенсивностью,
затем примерно 3-6 минут восстанавливаемся. По ощущениям это самые
противные тренировки. Типичное жестокое насилие на собой.
Выносливость. Длинные (15-30 минут) интервалы в гоночном темпе,
затем 10 минут отдых.
Можно еще добавить силовые тренировки. Только не забывайте, что
важна не мышечная масса, а сила этой самой массы.
4. Собственно планирование.
Исходите из двух простых соображений:
- поддерживать какую-нибудь способность (или систему организма)
на достигнутом уровне гораздо легче, чем развивать ее;
- средние по интенсивности тренировки, как правило, самые бессмысленные.
Посвящайте одну неделю спринтам, другую - скоростной выносливости
и т. д. Зиму, например, принято отводить под силовые и базовые тренировки.
Как отличить хороший план? Очень просто, он:
- реален;
- имеет ясные цели;
- вам приятно о нем думать.
Если вы настроены серьезно, не забывайте вести дневник тренировок
- записывайте, что делали и как себя чувствовали. И, естественно,
фиксируйте результаты. Это очень поможет при составлении плана на
следующий сезон.
Примечания или ответы на незаданные вопросы.
1.
- А где же конкретный план?
- Лучший конкретный план составит для вас профессиональный тренер.
Немножко похуже получится у вас самих (при некотором опыте и старании).
Самый плохой план могу предложить вам я. Я ведь не знаю ни вашего
нынешнего состояния, ни ваших целей.
2.
- А почему тут нет ни слова про ЧСС, АнЭП, БМВ и митохондрии?
- Во-первых, если вы эти слова любите, то можете их и поискать,
- в Интернете их много.
Во-вторых, тренировки - это не только (и не столько) биохимичесий
процесс. Начните с простого вопроса: зачем (почему) я тренируюсь
(или вообще катаюсь на велике)? И теперь честно скажите: чтение
текстов про митохондрии приближает вас к искомому?
3.
- А Васиссуалий говорит, что это - полная фигня, и надо делать совсем
по-другому!
- Васиссуалию - удачи! И вам - удачи.
4.
- Почему плохи средние тренировки?
- Вкратце: от них и удовольствия никакого, и результата никакого.
Одна усталость.
5.
- Но если интервалы так хороши, может и фигачить по двадцать интервалов
каждый день?
- Попробуйте. Если вам кажется, что вы можете всю неделю фигачить
по двадцать интервалов в день, значит вы просто неправильно их делаете
- не в полную силу. И это (начиная с определенного уровня) практически
бесполезно.
6.
- Я не пойму, изо всех сил я кручу, или нет?
- Нет. Вы можете быстрее.
7.
- Ехать ли на гонку, если я еще не набрал свою лучшую форму?
- Конечно, ехать. Есть старая поговорка: плохая гонка - самая лучшая
тренировка.
Pushkin
14 мая 2005 года
|